И это обидно. Поскольку, помимо участия в телевизионных и кинолентах культовых режиссеров, Ильин более двадцати лет блистает на сцене, пере-играв множество классических героев от Гамлета до Хлестакова. Недавно в рамках фестиваля «Балтийские сезоны» калининградские зрители увидели его в спектакле Театра им. Вахтангова «Крик лангусты» (16+). Об особенностях актерской судьбы, ее взлетах и падениях Андрей Ильин рассказал корреспонденту «СК».
Девять лет свободного плавания
- Андрей, как вы охарактеризуете калининградских зрителей?– Замечательно охарактеризую. Я уже не впервые здесь и могу с уверенностью сказать: калининградский зритель – он тонко чувствующий, понимающий и сопереживающий.
– Вы работали в нескольких центровых столичных труппах, в частности, в МХТ им. Чехова, олицетворяющем некий театральный Олимп. Что побудило покинуть его?
– В 2000 году меня пригласил в МХТ Олег Табаков. Я согласился с удовольствием, хотя и отдавал себе отчет, что это будет непросто. Но захотелось адреналина – для актера это ведь совершенно необходимо. И тут случилась загвоздка: Олег Павлович попросил меня отказаться от кино и заняться исключительно театром. А я как раз тогда был занят на весьма трудоемких съемках в сериале.
В ту пору, в 2006 году, рамки стационарной работы в одной труппе казались мне тесными. Хотелось и сниматься, и участвовать в самых разноплановых постановках. Табаков обиделся, и эта обида сказалась на моем уходе.
Целых девять лет я был в свободном плавании, пока не позвали в Театр им. Вахтангова сыграть в спектакле «Игры одиноких» (16+) по Нилу Саймону. Работа была в радость. Потом последовал «Крик лангусты» (16+), а сейчас совершенно захватывающая работа: впереди премьера «Войны и мира» (16+) в постановке Римаса Туминаса, где я играю старого князя Ростова.
- Ничего себе задача - поднять такую махину. А на чем будет сделан акцент – на войне или на мире?
– Акцент будет на человеческих вза-имоотношениях. Наташа – Андрей, Пьер – Элен – рассказ будет о них и о других героях саги. Причем это, как и все у Туминаса, фантазия на тему, а не иллюстрация.
Гамлет был очкариком
- На заре карьеры в Рижском театре драмы вы сыграли Гамлета – хрустальную мечту всех актеров. Гамлет Смоктуновского был философом, Гамлет Высоцкого – бунтарем. А каков принц Дании в вашем исполнении?
– Был и бунтарем, и философом. Очень интеллигентным, но и взрывным. Когда Гамлет решил стать сумасшедшим, снимал очки (он был очкариком) и коптил их над свечкой, так что они становились черными, а Гамлет становился непроницаем для чужих недобрых глаз. В этой постановке была примечательная декорация – огромный паук, лапы которого были одновременно и колоннами замка Эльсинор, и деревьями, и прутьями темницы.
Я лазил по этим сооружениям как обезьянка, спасаясь от своих рефлексий.
- Для вас эти рефлексии были органичны? По жизни они вам свойственны?
– Да нет, я вне сценической жизни человек вполне уравновешенный. А слишком рефлексирующих и неврастеничных коллег стараюсь сторониться. Хотя иногда сам похож на городского сумасшедшего, когда иду по улице и бормочу текст своей роли (смеется). Это вообще интересная тема – умение или не умение абстрагироваться от роли. Кто-то из коллег может примчаться со съемочной площадки и отлично отработать в спектакле или, стоя за кулисами, рассказывать анекдот, а потом выйти на сцену и быть убедительным в драматическом материале. А кто-то сутки должен находиться в образе. Мне, как ни странно, роль удается, если я перед спектаклем сильно устаю.
Непредсказуемые профессия и партнер
- Актерская судьба – гусарская рулетка?– Да. И я редко кому даю совет идти в эту непредсказуемую профессию, в которой абсолютно нереализованными могут оказаться талантливейшие люди. А успех, даже самый яркий, вовсе не гарантирует счастливое завтра. Ты всю жизнь непрерывно сдаешь экзамен, и нужно иметь очень сильную душевную закалку, чтобы не сломаться. Тем более что в последние десятилетия времена бывали всякие. Были голодные годы без работы и с туманными перспективами.
- Роль мужа Насти Каменской математика Чистякова именно тогда случилась?
– Да. Кино почти перестали снимать, телевизионный эфир заполонили мыльные оперы. А тут предложение сниматься в многосерийном проекте по качественному материалу.
- Мне кажется, рамки этого образа были тесны для вас.
– Мне этот персонаж был симпатичен – нелепый немного, но при этом трогательный. И именно во время тех съемок началось мое сотрудничество с Еленой Яковлевой, которое продолжается по сей день – я имею в виду сериал «Склифосовский» (16+) – и которое приносит столько радости. Лена – она как ртуть, подвижная, непредсказуемая, ее надо все время ловить, и никогда не знаешь, какое она выкинет коленце. И это бесконечно интересно!
Работа на отца и сына
- Отдельная страница в вашей фильмографии – сотрудничество с Петром и Валерием Тодоровскими.– Тут вообще примечательная история. Случилось так, что начиная с 1989 года я стал семейным артистом отца и сына Тодоровских (смеется). Тогда, только переехав в Москву, я по приглашению Валеры снялся в его дипломной работе «Катафалк» (0+) вместе с великой Вией Артмане и Ириной Розановой. И процесс пошел – старший Тодоровский предложил мне сняться в ленте «Анкор, еще анкор!» (12+). В 1995 году посчастливилось еще раз поработать с ним в фильме «Какая чудная игра» (12+).
- Трагический фильм….
– Изначально он задуман по-иному. Один из ребят в финале должен был вернуться из лагеря. Это давало бы свет и надежду. Но потом решили трагедийный накал усугубить. Вообще, оба Тодоровских потрясающе работали, а Валера по сей день так работает с актерами – вынимает из них невынимаемое…
- Хотели бы, чтобы ваш сын пошел по актерской стезе?
– Пока затрудняюсь сказать. Сейчас его кидает из крайности в крайность. То пожарным намерен стать, то президентом. Массу времени проводит, сидя за компьютером, а хочу, чтобы чаще держал перед глазами книгу…
Андрей Ильин: «Актер всю жизнь сдает экзамен, и нужно иметь душевную закалку, чтобы не сломаться»
(фото из личного архива героя публикации)
Справка «СК»
Андрей Ильин родился в 1960 г. в Горьком (ныне Нижний Новгород). В школе занимался в драматическом кружке. В 1979 г. окончил Горьковское театральное училище. С 1979 по 1989 г. – актер Рижского театра русской драмы. Параллельно с работой учился, в 1983 г. окончил театральный факультет Латвийской государственной консерватории. С 1989 по 2000 г. – актер Театра им. Моссовета. С 2000 по 2006 г. – актер МХТ им. А. П. Чехова. С 2015 г. – актер Театра им. Е. Б. Вахтангова. Удостоен ордена Дружбы. Заслуженный артист Российской Федерации.
цитата,, :
:Успех, даже самый яркий, вовсе не гарантирует актеру счастливое завтра
поделиться