или Зарегистрироваться
Общество
1489
0
18 июня 2021

Роман Злотников: «Фантастика обязана быть научной»

Первый сюжет будущего писателя оценил Борис Стругацкий и дал советы
Накануне Всероссийского дня библиотек по приглашению Центральной городской библиотеки им. Чехова в Калининграде побывал популярный писатель – фантаст Роман Злотников. 
Так случилось, что с автором, работающим в таком жанре, я общалась впервые и опасалась, что беседа будет непростой. Вопреки опасениям мой собеседник оказался доброжелательным и ироничным. Побеседовали о странностях фантастического жанра, его связи с нашими реалиями, а также об особенностях бесконфликтного общества.

Момент истины

- Роман Валерьевич, мне кажется, фантастична сама история вашей жизни: из МВД – и в фэнтези…
– Да, это действительно был крутой поворот. Если бы мне кто лет 25 назад сказал, что я буду писателем, я бы ржал и крутил пальцем у виска. При том, что рано стал зачитываться фантастикой, в том числе самиздатовской. Читал Беляева, Стругацких, Лема. И в один прекрасный день, вдохновившись, взял и сочинил фантастический сюжет, который мне показался великолепным. А далее взял и отправил этот сюжет самому Борису Стругацкому. Самое удивительное, что Борис Натанович мне ответил. Это письмо до сих пор в семье хранится. 
Я-то писал с мыслью, что Стругацкий сейчас как удивится, как напишет книгу по моему великому сюжету! А он написал, мол, это хорошо, что ты задумал книжку, но для начала следи за орфографией, правильно ставь запятые. Но в конечном итоге это письмо стало для меня моментом истины.

- Отчего же пошли в военное училище?
– Мой дед, который прошел две войны и которого я очень уважал, сказал: «Хочу, чтобы ты был офицером». В итоге – 24 года в погонах, уволился полковником. А в 1984 году случилась такая история. Я тогда только окончил военное училище и был назначен на должность командира взвода. А вскоре при проверке журналов учета боевой и политической подготовки, вести которые я ненавидел, был показательно выдран командиром роты за то, что не отразил в журнале некое дополнительное занятие. Мне было сказано так: «Провел – запиши, не провел – два раза запиши, ж… целее будет!» Я сначала пытался оправдаться, а потом взял да написал фельетон с фантастическим сюжетом, который, к моему удивлению, напечатали в военном журнале. 

- Это было ваше второе фантастическое произведение?
– Именно так! Получил тогда первый гонорар – 43 рубля. 
И услышал от командира: «Мало тебя, видать, загружаю, что время на писульки остается». Между тем наступили девяностые. Денег не хватало даже на скромную жизнь. Многие сослуживцы демобилизовались и начали таксовать или ездить в Турцию, возвращаясь с полосатыми баулами. Поскольку ни тот, ни другой вариант меня не устраивал, я, демобилизовавшись, с головой погрузился в литературу. 

Обусловлено реалиями

- Прочитала вашу фразу: «Моя литература - железная дорога, по которой я доставляю читателям свое мировоззрение».
 – Есть такие мастера, как Довлатов, Булгаков, Достоевский, блестяще владеющие словом. Я в этом смысле гораздо более примитивен – середнячок, но не страдаю от этого. Мне важнее что-то сделать с основами человека, чтобы он не отчаялся, увидел перспективу, поверил, что будущее есть, смог, стиснув зубы, пройти через тяготы.

- Так фантастика – это моделирование будущего?
– Конечно. Все, о чем тот же Жюль Верн написал, материализовалось. Вспомним хотя бы «Наутилус». В том и заключается феномен фантастики, что писатель может поставить вопрос, который назрел, но не озвучен, и инсценировать его воплощение в жизнь.

- Причем эти инсценировки далеко не всегда радужны…
– Ну, знаете, сплошная радужность – это уже не научная фантастика, а она обязана быть научной (улыбается). Например, у меня есть серия «Руигат» (16+), где на одной планете было построено светлое коммунистическое завтра. Исчезли насилие, голод, трудности. Но при этом и полная деградация, поскольку 90 процентов населения из-за отсутствия тягот только жрут и совокупляются. Никаких побудительных мотивов. В итоге эта цивилизация просто схлопнулась.

- По этой логике нашей стране деградация не грозит: стиснув зубы, преодолеваем все новые трудности. И вообще, вам не кажется, что происходящее у нас сегодня тянет на мрачную фантасмагорию?
– Не без того. Но всякая фантасмагория обусловлена реалиями. А реалии печальные. У нас есть, кому защищать крупный капитал. И совершенно некому защитить средний и мелкий бизнес. А ведь это люди, которые не любят работать на дядю и пытаются сделать что-то свое. Именно они генерируют идеи и должны быть главной движущей силой общества. Малый бизнес в нормальной стране – это 60-80 процентов. А у нас – около двадцати. Пока такой расклад существует, ничего хорошего ждать не приходится. 

Вечная вера в чудо

- Во второй половине XX века случился всплеск интереса к жанру фэнтези. Чем, по-вашему, это объясняется?
– Люди всегда хотели верить в чудеса, а фэнтези построено именно на чуде. По сути, это та же фантастика. Только прежняя основывалась на таких точных науках, как физика, география, математика, астрономия. А фэнтези – социология. Например, «Игра престолов» (16+) – просто учебное пособие по социологии! Взаимоотношения между кланами – это ж о нас, сегодняшних. А о себе читать и смотреть всегда интересно. 

- Готовясь к интервью с вами, вычитала у Станислава Лема мысль о том, что фантастика должна быть достоверной. Вам удается этого добиться?
– По крайней мере, я всегда к этому стремлюсь. Этого, безусловно, удается добиться Сергею Лукьяненко. Вспомним «Ночной Дозор» (16+) и «Дневной Дозор» (16+). Убери некоторый антураж, и получится обычная жизнь и обычные люди, оказавшиеся в экстраординарных обстоятельствах. Читателям понравилось, они начали покупать книги. Это ж страшно увлекательная штука – микс обыденного и невероятного или абсурдного. Ну вот, например, вообразим, что у Толстого князь Андрей сел не на коня, а на слона – а они были в то время –и поехал крошить кирасиров. Все реально же и в то же время абсурдно. 
В этом, я думаю, и заключается великая магия фантастики.


11-в-номер.jpg
Роман Злотников: «С точки зрения владения художественным словом я середнячок, но не страдаю от этого»

Справка «СК»
Роман Злотников родился в 1963 г. в Арзамасе-16 (ныне Саров). В 1984 г. окончил Саратовское высшее военное командное училище войск МВД СССР, служил в войсках МВД. Преподавал стрельбу (огневая подготовка и тактика огневого контакта) и психологию (психология толпы, психология конфликта и т. д.). Публиковал научные работы С 1998 г. пишет фантастику. К 2013 г. книги Злотникова изданы суммарным тиражом около 10 миллионов экземпляров. Удостоен званий «Самый популярный автор Рунета» и премии «Самая популярная фантастическая книга». 
цитата
,
:
, :
Все то, о чем написал Жюль Верн, материализовалось, а «Игра престолов» (16+) – отличное пособие по социологии 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2