09:00

«Ваша публика прекрасно ориентируется в искусстве»

Подлинные графические работы одного из самых светлых художников ХХ столетия, которого называют своим три страны — Россия, Франция и Израиль, представила в Калининградском музее изобразительных искусств галерея современного искусства PS Gallery из Санкт-Петербурга. 
Павел Башмаков в Калининграде не впервые. Благодаря ему мы увидели подлинники графических работ таких гениев, как Сальвадор Дали, Василий Кандинский и Пабло Пикассо. В интервью корреспонденту «Страны Калининград» коллекционер поделился мыслями о творческом везении, художественном рынке и детском взгляде на искусство. 

«Коллекционирование чем-то сродни шопоголизму»

- Вы начали коллекционировать предметы искусства под влиянием вашего знаменитого дяди?
– Это так только отчасти. Ведь мы оба далеко не сразу пришли к коллекционированию. Дядя – профессор, автор учебников по математике, бесстрашный альпинист. За покорение всех семитысячников СССР был награжден знаком «Снежный барс». Я до того, как заняться коллекционированием, сменил несколько видов деятельности. Так, например, с увлечением работал в футбольном клубе «Зенит». 
Но страсть к искусству в конце концов победила! Так что годы спустя я начал
коллекционировать графику художников парижской школы. И получилось так, что по этому пути мы с дядей параллельно шли. А сближаться мы начали, когда у меня случилась выставка графических работ Сальвадора Дали. Тогда-то мы и решили проводить совместные выставки. 
- Когда у вас появился вкус к изобразительному искусству и его понимание?
– Любовь к живописи у меня была всегда, сколько себя помню. Но меня изначально увлекало искусство сюрреалистов, импрессионистов, символистов. 
Позже открыл для себя парижскую школу, и главным открытием стал Дали, который меня сначала заинтересовал как уникальная личность, и потом я уже стал погружаться в его творчество, следующий – Шагал. Знаете, коллекционирование, оно чем-то сродни шопоголизму, если ты попался в этот капкан, из него не выбраться.
– Коллекционирование графики дорогое удовольствие?
– Живопись дороже графики, потому что это произведения, сделанные, как правило, в одном экземпляре. Они ценятся в разы выше. Порой и большим музеям живопись не потянуть. Между тем с середины XX века в Америке и Европе стало хорошим тоном покупать именно графику больших мастеров. Цены разные. Они зависят, например, от редкости. Не секрет, что какие-то листы оттиснуты в большем количестве экземпляров, а какие-то — в меньшем. Взять ту же Соню Делоне. Она у нас представлена в работах, которые числятся всего в 20 экземплярах, соответственно, ее работы ценятся высоко. 
- Когда вы возите выставки, преобладает коммерческая задача или просветительская?
– Изначально, когда мы начинали, во главе угла была идея показать людям коллекцию. Но не буду скрывать – заработку мы всегда рады, который, впрочем, уходит на приобретение новых картин. Такой вот круговорот – деньги за рамки искусства не уходят.
 - Насколько приобретение предметов искусства благодарное дело в России, учитывая не лучшее состояние отечественного художественного рынка?
– Именно потому, что арт-рынок в России невозможно сравнивать с европейским, это дело не слишком благодарное. Например, в Париже в неделю проходит порядка 20 аукци-онов, у нас в стране столько же – за год. При этом в России преобладает тенденция к коллекционированию работ русских художников. А я занимаюсь теми, кто творил в Европе. По-этому мне тяжелее, поскольку приходится все из-за рубежа привозить.
- Что в большей степени предопределяет удачную творческую карьеру художника – талант или коммерческая жилка, умение продвигать свои работы?
– Это относительная материя. Если говорить о счастливчиках, Марк Шагал всем фору даст, потому что родился под счастливой звездой. Он был невероятно талантлив, и в его жизни произошло множество судьбоносных событий: это и встреча с адвокатом Максимом Винавером, который оплатил ему учебу в Петербурге, и отношение семьи, и помощь Луначарского, который убедил его уехать из советской России. 
- О Дали часто приходится слышать, что он был прагматичен и, обладая коммерческой жилкой, просчитывал как каждый свой шаг, так и свой имидж…
– Дали искренний: он никогда не предавал себя и свои идеи. Он для меня тот художник, который свое подсознательное сумел выплеснуть на холсты, в то время как до него в основном копировали натуру. 
Что касается коммерческой жилки, то она была присуща его жене и музе Елене Дьяконовой, известной как Гала. Дали в первой половине жизни затворником жил в Кадакесе, а она ездила в Париж и продвигала его работы. Она и сделала из них бренд, как и из его красивого безумия.
«Бабушка, смотри, какая ящерица!»
- На привезенных вами выставках Дали и Кандинского мы благодаря мультимедиа видели – без преувеличения - поражающее воображение оживление полотен. Как вам пришла такая идея?
– Я познакомился с творчеством нашего петербургского коллеги Евгения Будова, который возглавляет «Люмьер-Холл». Он делает уникальные мультимедийные проекты, и я ему предложил совместить наши усилия: у меня оригиналы работ, у него возможность «оживить» эти работы. У него собрана отличная молодая команда дизайнеров, которые работают над нашим совместным проектом с фантазией и азартом.
– А что помешало «оживить» работы Шагала – финансовые обстоятельства?
 – (Смеется) Конечно! Любой мультимедийный проект – это дорогая затея! Но все впереди…
- Ваши выставки путешествуют по различным российским городам. Случалось ли сталкиваться с моментами непонимания, учитывая, что наш зритель воспитан на традиционном искусстве?
– Знаете, я прослеживаю такой момент: чем более развито в том или ином городе бизнес- сообщество, тем активнее люди воспринимают искусство, и наоборот. Важен, конечно, и географический момент. 
Вот в Калининграде исключительно благодарная публика, прекрасно ориентирующаяся в искусстве. Люди привыкли открывать новое в Европе с ее великолепными музеями. Когда мы привозим выставку в Калининград, знаем, что будут отличные условия созданы и народ придет.
- Случалось ли сталкиваться с неординарной зрительской реакцией?
– Чаще всего это происходит на выставках Дали, потому что он притягивает нетривиальных людей как магнит. И, знаете, удивляют своими реакциями дети. Был однажды такой случай в Эрмитаже на выставке мастеров парижской школы. Там экспонировались работы Жоана Миро. У этого мастера есть несколько работ, посвященных ящерице. Он интересный колорист, но в его работах трудно разглядеть что-то конкретное. И вдруг маленький мальчик, которого привела на выставку бабушка, воскликнул: «Бабушка, смотри, какая ящерица!» 
Знаете, меня это не только поразило, но и стало неким моментом истины…

Справка «СК»
Павел Анатольевич Башмаков родился в 1973 году в Ленинграде. Племянник Марка Ивановича Башмакова – математика и одного из самых известных в России коллекционеров произведений искусства парижской школы. Российский бизнесмен, коллекционер, владелец галереи искусства PS Gallery и антикварной галереи, организатор выставок оригинальной графики Сальвадора Дали и других знаковых фигур искусства ХХ века. Окончил исторический и юридический факультеты РГПУ им. Герцена. Является экспертом по коллекционированию искусства XX века, в частности Сальвадора Дали. 

«Ваша публика прекрасно ориентируется в искусстве»

Павел Башмаков: «Когда мы привозим выставку в Калининград, знаем,
что будут отличные условия созданы и народ придет»

Выбор редакции