или Зарегистрироваться
Наш край
2556
0
04 декабря 2020

Посещение Куршской косы дорожает вдвое

Как менялась его стоимость в последние десять лет и на что идут деньги
В новом году нас наверняка ждет немало сюрпризов – приятных и не очень. Один уже известен: с 1 января в два раза вырастет плата за въезд на Куршскую косу. 

С детьми можно сэкономить

Долгое время посетители платили только рекреационный сбор за проезд на автотранспорте – то есть пешком или на велосипеде коса была бесплатной. До 2012 года машина стоила 250 рублей, а взрослый пассажир платил 30 рублей. Потом проезд машины подорожал до 300 рублей, зато перестали брать деньги с пассажиров.
В марте 2015 года появилось новшество: если едешь через парк в Литву даже на день, платишь на российской части косы дважды (до этого билет действовал сутки, и можно было сколько угодно раз покидать парк и возвращаться обратно). 
В декабре того же года рекреационный сбор уменьшился до 150 рублей за автомобиль. Но появилось понятие «билет за посещение национального парка» – его обязали приобретать водителей, пассажиров, да и вообще всех, независимо от способа передвижения (то есть пешеходов и велосипедистов тоже). Входной билет с тех пор стоит 150 рублей. Правда, некоторые могли не платить (например, дети до 12 лет, ветераны и так далее), а отдельным льготным категориям давали скидку в 50% – пенсионерам, многодетным семьям. Летом 2020-го список льготников расширили. 
А с 1 января 2021 года пропуск на Куршскую косу будет стоить 300 рублей с человека. При этом плата за автомобиль по-прежнему 150 рублей. Давайте считать: если отправиться на косу на своей машине (что делает большинство), семье из 2 человек прогулка обойдется в 750 рублей, компании из 3–4 друзей – уже в 1050–1350 рублей. Приятный момент – с детьми можно сэкономить, как мы писали выше, с лета им вход бесплатный.

Слишком много гостей

Готовы ли к таким тратам калининградцы? Судя по комментариям в соцсетях, далеко не многие. Самые жаркие дискуссии вызвал факт, что дороже коса становится не для транспорта, а именно для пешеходов и велосипедистов. Земляки сравнивают расценки с литовской стороной косы, где плата распространяется только на транспорт и зависит от времени года. Так, с машины в сезон (с 20 июня по 20 августа) литовцы берут 30 евро, в остальные даты — 5 евро. Чем же вызвано наше повышение? 
– Эта мера направлена на снижение антропогенной нагрузки на уникальные природные комплексы и регулирование посещения особо охраняемой природной территории, – пояснили в пресс-службе нацпарка. – Больше всего гостей приходится на лето: только за июль – сентябрь в 2018 году их было 205 426, в 2019-м — 229 996, в 2020-м – 75 435 (уменьшение связано с пандемией). 
По цифрам понятно, что количество людей растет. Может ли плата за вход снизить динамику, мнений много. 
– Снижение нагрузки на природные комплексы – это хорошо. И регулирование численности посетителей тоже. Но с повышением платы за вход это никак не связано, – считает Александра Королева, эколог, сопредседатель группы «Экозащита». – Как показывает практика, после роста цены в январе граждане испытывают шок и выражают негодование. К лету шок проходит, и количество желающих въехать в парк на автомобиле опять возрастает до критического. Меры для регулирования количества посетителей должны быть другими. На косе есть несколько автосто-янок, количество мест на них ограничено – это и есть регулятор. Поможет и просвещение посетителей о ценности Всемирного наследия. Одними запретами тут не обойдешься. 

Новый маршрут в Морском

Другой немаловажный вопрос – на что пойдут деньги: это противопожарные меропри-ятия, охрана и защита лесов, экологическое просвещение, научные исследования, организация и развитие регулируемого туризма и отдыха, сохранение и восстановление историко-куль-турных комплексов и объектов, вывоз мусора, обслуживание биотуалетов, содержание лесных питомников и т. д.
Вот только самые яркие примеры. В 2019-м открыли обновленный «Королевский бор»: там появились деревянные настилы, арт-объекты, маршрут стал доступен для людей с инвалидностью, для детей сделали интерактивные площадки. 
Реконструировали маршруты «Высота Эфа» и «Высота Мюллера», начали работы на тропе «Озеро Лебедь», появились скамейки, стало больше (хотя, как мы писали, по мнению туристов, недостаточно) туалетов, расширили парковки (добавили одну на 8-м километре). 
– Место на косе ограничено, из новых троп для прогулок по инициативе местных жителей сейчас разрабатывается только маршрут возле п. Морское, – пояснили в нацпарке.
Стоит ли это оплаченных денег за вход? На этот вопрос мы скоро «проголосуем» рублем. 

03-IMG_1768.jpg
Итак, если отправиться на косу на своей машине (что делает большинство), семье из двух человек прогулка обойдется в 750 рублей, компании из 3–4 друзей – уже в 1050–1350 рублей. С детьми можно сэкономить, для них вход бесплатный

03-пробка.jpg
Летом количество желающих попасть в парк вырастает до критического

Только цифры

 До 2012 года:

  • Машина – 250 рублей.
  • Взрослый пассажир – 30 рублей. 
  • Пешеходы, велосипедисты – бесплатно.

С 2012 года:

  • Машина – 300 рублей.
  • Пассажиры, пешеходы, велосипедисты – бесплатно. 

С 2015 года:

  • Машина – 150 рублей.
  • Пассажиры, пешеходы, велосипедисты – 150 рублей.

В 2021 году:

  • Вход (в т. ч. для пешеходов и велосипедистов) – 300 рублей.
  • Машина – 150 рублей.
  • Абонемент на год будет, цена не утверждена (на 1 человека сейчас стоит 12 000 рублей, на предъявителя – 38 400 рублей).
  • Турфирмы платят 1300–2000 рублей за автобус (зависит от количества мест), плюс каждый пассажир покупает входной билет. 

Сколько стоит вход в другие нацпарки России (с человека):

  • «Валдайский» (Новгородская область) – 200 рублей.
  • «Себежский» (Псковская область) – 100 рублей.
  • В некоторых нацпарках нужно дистанционно получать разрешение на посещение, оно бесплатное, где-то и этого не требуется.

Для кого бесплатно:

Пенсионеры; дошкольники и школьники; многодетные семьи; малоимущие граждане; инвалиды и сопровождающие их лица (1 человек); ветераны боевых действий; дети-сироты; ликвидаторы катастрофы на Чернобыльской АЭС и испытаний на Семипалатинском; инвалиды и участники ВОВ; Герои Советского Союза и Герои России; полные кавалеры ордена Славы; Герои Социалистического труда; Герои Труда РФ; жители блокадного Ленинграда; люди, работавшие на строительстве оборонительных сооружений в период ВОВ.


03-На-тропе-%22Озеро-Лебедь%22-обновили-уже-километр-настилов.jpg
На тропе «Озеро Лебедь» обновили километр деревянных настилов

03-Украшением-эко-тропы-в-начале-косы-стали-арт-объекты-из-прутьев.jpg
Украшением эко-тропы «Королевский бор» стали арт-объекты из прутьев

Что с велодорожкой?

Как сообщил министр культуры и туризма области Андрей Ермак в ноябре, проект велодорожки по Куршской косе прошел Главгосэкспертизу, деньги (около 450 млн рублей) выделят по федеральной программе в 2022 году. Ранее губернатор Антон Алиханов отмечал, что власти ищут средства, чтобы начать работы в следующем году. Дорожка протянется на 44 километра от Зеленоградска до границы с Литвой.

фото автора, Александра Матвеева и из архива национального парка

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3