С детьми можно сэкономить
Долгое время посетители платили только рекреационный сбор за проезд на автотранспорте – то есть пешком или на велосипеде коса была бесплатной. До 2012 года машина стоила 250 рублей, а взрослый пассажир платил 30 рублей. Потом проезд машины подорожал до 300 рублей, зато перестали брать деньги с пассажиров.В марте 2015 года появилось новшество: если едешь через парк в Литву даже на день, платишь на российской части косы дважды (до этого билет действовал сутки, и можно было сколько угодно раз покидать парк и возвращаться обратно).
В декабре того же года рекреационный сбор уменьшился до 150 рублей за автомобиль. Но появилось понятие «билет за посещение национального парка» – его обязали приобретать водителей, пассажиров, да и вообще всех, независимо от способа передвижения (то есть пешеходов и велосипедистов тоже). Входной билет с тех пор стоит 150 рублей. Правда, некоторые могли не платить (например, дети до 12 лет, ветераны и так далее), а отдельным льготным категориям давали скидку в 50% – пенсионерам, многодетным семьям. Летом 2020-го список льготников расширили.
А с 1 января 2021 года пропуск на Куршскую косу будет стоить 300 рублей с человека. При этом плата за автомобиль по-прежнему 150 рублей. Давайте считать: если отправиться на косу на своей машине (что делает большинство), семье из 2 человек прогулка обойдется в 750 рублей, компании из 3–4 друзей – уже в 1050–1350 рублей. Приятный момент – с детьми можно сэкономить, как мы писали выше, с лета им вход бесплатный.
Слишком много гостей
Готовы ли к таким тратам калининградцы? Судя по комментариям в соцсетях, далеко не многие. Самые жаркие дискуссии вызвал факт, что дороже коса становится не для транспорта, а именно для пешеходов и велосипедистов. Земляки сравнивают расценки с литовской стороной косы, где плата распространяется только на транспорт и зависит от времени года. Так, с машины в сезон (с 20 июня по 20 августа) литовцы берут 30 евро, в остальные даты — 5 евро. Чем же вызвано наше повышение?– Эта мера направлена на снижение антропогенной нагрузки на уникальные природные комплексы и регулирование посещения особо охраняемой природной территории, – пояснили в пресс-службе нацпарка. – Больше всего гостей приходится на лето: только за июль – сентябрь в 2018 году их было 205 426, в 2019-м — 229 996, в 2020-м – 75 435 (уменьшение связано с пандемией).
По цифрам понятно, что количество людей растет. Может ли плата за вход снизить динамику, мнений много.
– Снижение нагрузки на природные комплексы – это хорошо. И регулирование численности посетителей тоже. Но с повышением платы за вход это никак не связано, – считает Александра Королева, эколог, сопредседатель группы «Экозащита». – Как показывает практика, после роста цены в январе граждане испытывают шок и выражают негодование. К лету шок проходит, и количество желающих въехать в парк на автомобиле опять возрастает до критического. Меры для регулирования количества посетителей должны быть другими. На косе есть несколько автосто-янок, количество мест на них ограничено – это и есть регулятор. Поможет и просвещение посетителей о ценности Всемирного наследия. Одними запретами тут не обойдешься.
Новый маршрут в Морском
Другой немаловажный вопрос – на что пойдут деньги: это противопожарные меропри-ятия, охрана и защита лесов, экологическое просвещение, научные исследования, организация и развитие регулируемого туризма и отдыха, сохранение и восстановление историко-куль-турных комплексов и объектов, вывоз мусора, обслуживание биотуалетов, содержание лесных питомников и т. д.Вот только самые яркие примеры. В 2019-м открыли обновленный «Королевский бор»: там появились деревянные настилы, арт-объекты, маршрут стал доступен для людей с инвалидностью, для детей сделали интерактивные площадки.
Реконструировали маршруты «Высота Эфа» и «Высота Мюллера», начали работы на тропе «Озеро Лебедь», появились скамейки, стало больше (хотя, как мы писали, по мнению туристов, недостаточно) туалетов, расширили парковки (добавили одну на 8-м километре).
– Место на косе ограничено, из новых троп для прогулок по инициативе местных жителей сейчас разрабатывается только маршрут возле п. Морское, – пояснили в нацпарке.
Стоит ли это оплаченных денег за вход? На этот вопрос мы скоро «проголосуем» рублем.
Итак, если отправиться на косу на своей машине (что делает большинство), семье из двух человек прогулка обойдется в 750 рублей, компании из 3–4 друзей – уже в 1050–1350 рублей. С детьми можно сэкономить, для них вход бесплатный
Летом количество желающих попасть в парк вырастает до критического
Только цифры
До 2012 года:
- Машина – 250 рублей.
- Взрослый пассажир – 30 рублей.
- Пешеходы, велосипедисты – бесплатно.
С 2012 года:
- Машина – 300 рублей.
- Пассажиры, пешеходы, велосипедисты – бесплатно.
С 2015 года:
- Машина – 150 рублей.
- Пассажиры, пешеходы, велосипедисты – 150 рублей.
В 2021 году:
- Вход (в т. ч. для пешеходов и велосипедистов) – 300 рублей.
- Машина – 150 рублей.
- Абонемент на год будет, цена не утверждена (на 1 человека сейчас стоит 12 000 рублей, на предъявителя – 38 400 рублей).
- Турфирмы платят 1300–2000 рублей за автобус (зависит от количества мест), плюс каждый пассажир покупает входной билет.
Сколько стоит вход в другие нацпарки России (с человека):
- «Валдайский» (Новгородская область) – 200 рублей.
- «Себежский» (Псковская область) – 100 рублей.
- В некоторых нацпарках нужно дистанционно получать разрешение на посещение, оно бесплатное, где-то и этого не требуется.
Для кого бесплатно:
Пенсионеры; дошкольники и школьники; многодетные семьи; малоимущие граждане; инвалиды и сопровождающие их лица (1 человек); ветераны боевых действий; дети-сироты; ликвидаторы катастрофы на Чернобыльской АЭС и испытаний на Семипалатинском; инвалиды и участники ВОВ; Герои Советского Союза и Герои России; полные кавалеры ордена Славы; Герои Социалистического труда; Герои Труда РФ; жители блокадного Ленинграда; люди, работавшие на строительстве оборонительных сооружений в период ВОВ.На тропе «Озеро Лебедь» обновили километр деревянных настилов
Украшением эко-тропы «Королевский бор» стали арт-объекты из прутьев
Что с велодорожкой?
Как сообщил министр культуры и туризма области Андрей Ермак в ноябре, проект велодорожки по Куршской косе прошел Главгосэкспертизу, деньги (около 450 млн рублей) выделят по федеральной программе в 2022 году. Ранее губернатор Антон Алиханов отмечал, что власти ищут средства, чтобы начать работы в следующем году. Дорожка протянется на 44 километра от Зеленоградска до границы с Литвой.фото автора, Александра Матвеева и из архива национального парка
поделиться