Обломовщина жива
Под выставки задействовали две кофейни. В «Совести» можно посмотреть работы московской художницы Веры Лапонкиной «Между осенью и весной».– Разные исторические и социокультурные контексты в Калининградской области переплелись так сложно, что образовали особый узор. Им можно любоваться, пытаться расшифровать, и тогда пространство открывается с иной стороны. Европа и условные «задворки», центр и периферия, прошлое и настоящее, средневековая архитектура и современные постройки, природа и море, Россия и Запад — все существует как бы одновременно и вместе с тем не существует совсем, – поясняет задумку автор.
В кофейне-магазине Gustav Grossman представлен японский фотограф Икуру Куваджима. Его серия «Я, Обломов» посвящена одноименному роману Гончарова. По мнению художника, это загадочное состояние – обломовщина – актуально и в нынешней России. Его он и запечатлел в автопортретах, сделанных в поездках по России, Украине, Казахстану и Киргизии. Как признается Икуру, ему частенько приходилось долго лежать – из-за депрессии, плохой погоды и других причин. Так что обломовщина вполне может стать реальностью и для японского фотографа (сейчас он живет в России).
Любопытный момент: поскольку автор на открытие при-ехать не смог, организаторы фестиваля распечатали его портрет и аккуратно уложили на лужайке около входа в кафе. Так что осмотр выставки можно начинать на улице.
Башня из скриншотов
Один из самых именитых участников фестиваля — художник Игорь Самолет. И его инсталляция «End to end» (0+) в здании порта на набережной впечатляет: это огромная башня из скриншотов новостей, сториз, чатов и постов.– Пандемия заставила нас уйти в цифровой мир. Из вспомогательного он стал основной площадкой для общения. Казалось, что, дистанционное, оно безопаснее прямого контакта. Но в то же время открытость сети – это и угроза приватности пользователя, его персональных данных. В своей работе я попытался это осмыслить, назвал ее «End to end» – способ передачи данных, в котором только пользователи, участвующие в общении, имеют доступ к сообщениям, – рассказал художник.
Непривычно выглядит и медиаарт-проект группы калининградских художников «Деперсонализация» (0+) на опорах эстакадного моста.
– На смену искусству пришли социальные сети и рекламные компании. Теперь они сообщают нам, как выглядеть и чего хотеть. Фотография как обслуживающий инструмент новой реальности бесконечно воспроизводит образ прекрасной женщины. Чем больше ты соответствуешь ему, тем выше твой капитал в соцсетях. И каждый решает сам: использовать обработку или сохранить внешность естественной и, возможно, при этом не собрать лайки, – комментируют авторы. – В проекте использованы гламурные фотографии для соцсетей, пропущенные через специальные программы (обучаемые нейросети), которые по определенному алгоритму обрабатывали изображение до тех пор, пока личность модели не исчезла и остался только яркий образ.
Что еще посмотреть на фестивале
- Инсталляция Елены Никоноле «The Other View» (0+) в центре коммуникации, образования и работы «Резаниум».
- Выставка Марии Кожановой «Отдаленный гром» (0+) в арт-пространстве «Ворота».
- Выставка Антона Забродина «Четырнадцать вертикальных черно-белых фотографий Калининграда начала века» (0+) в баре «Ельцин».
- Выставка Дмитрия Лукьянова «Instant tomorrow» (0+) в ТЦ «Мега».
- Выставка фотографического дуэта «Соль» и калининградских авторов Дениса Тихомирова и Александра Любина «Новая нормальность – какая она?» (0+) в галерее «Розенау».
Японский фотограф приехать на открытие не смог - и его портрет в полный рост разместили около входа в кафе с выставкой
Работы разместили на опорах моста: это гламурные фотографии для соцсетей, пропущенные через специальные программы
поделиться