Напомним, в умышленном убийстве недоношенного новорожденного обвиняются бывший руководитель роддома № 4 Калининграда Елена Белая и врач-неонатолог Регионального перинатального центра Элина Сушкевич. Первые два заседания с участием коллегии присяжных заседателей состоялись 6 и 7 августа 2020 года. Вот основные события этих дней глазами журналистов «СК».
- День первый: 6 августа
В итоге ходатайство судья не удовлетворил – пресса и группа поддержки остались в зале, но наложил запрет на фото- и видеосъемку судебного следствия с участием присяжных заседателей. Решив эти процессуальные моменты, судья объявил получасовой перерыв.
В коридоре коллеги Элины Сушкевич тут же окружили ее (с июня 2019 года врач находится под домашним арестом. – Прим. авт.) и даже в порыве чувств обняли. Но наблюдавшие за порядком сотрудники службы исполнения наказания сделали замечание за слишком, на их взгляд, вольное поведение.
– Доктор спасла даже не сотни, а тысячи человеческих жизней! Невозможно судить за убийство таких людей, – высказала позицию журналистам заместитель главного врача Регионального перинатального центра Ирина Константинова.
После перерыва судья предупредил стороны, что им предстоит обратиться к присяжным со вступительным словом, в котором не должно быть эмоций, личного отношения, ссылок на мнения экспертов и статистику. Затем в зал вошла коллегия присяжных заседателей – 10 человек, из них двое мужчин (известно, что медиков среди них нет).
Первым выступила прокурор. Помимо изложения версии следствия: чтобы подделать статистику, ребенку была введена смертельная доза сульфата магния, гособвинитель позволила себе весьма эмоциональную оценку, явно воздействующую на неравнодушного человека фразу: «циничное преступление».
Первым версию защиты озвучил перед присяжными адвокат Камиль Бабасов. Он обозначил, что врачи сделали все возможное, чтобы спасти жизнь ребенку, при этом шансы были минимальны: на учете мама не стояла, к медикам обратилась спустя 54 часа после отхода вод (а это больше 2 суток), на 24-й неделе беременности (в норме 40), ребенок родился с экстремально низким весом – 700 граммов, с температурой тела 33 0С, сам не дышал – легкие раскрывали с помощью специального препарата. Процент выхаживаемых в подобном состоянии детей из мировой практики судья озвучить не разрешил. Также из-за возражений стороны обвинения не удалось озвучить эмоционально окрашенные речи адвокатов Золотухина и Маршани.
Неоднократно для разъяснений обе стороны подзывались к столу судьи, был даже объявлен перерыв, чтобы защита смогла перестроить речь. В итоге она явно сократилась, основной мыслью стал призыв к присяжным беспристрастно оценивать дело, учесть многолетний стаж врачей и обещание, что защита представит доказательства невиновности медиков. Выступление объективно скомкалось.
Судья принял решение продолжить на следующий день.
- День второй: 7 августа
«СК» будет следить за развитием событий.
Мнения сторон обвинения и защиты
– Защита пытается увести судебный процесс в сторону виновности врачей, которые оказывали медпомощь моей доверительнице до родов и, на мой взгляд, хотят очернить саму потерпевшую Ахмедову, – сказала ее адвокат Лариса Гусева.
– Никакого убийства ребенка не было. Это в судебном процессе мы и будем доказывать. Имела место смерть ребенка, который находился в крайне тяжелом состоянии и умер в связи со своими болезненными процессами, развившимися на фоне глубокой недоношенности. Именно это предопределило неблагоприятный исход, – прокомментировал ход дела адвокат Элины Сушкевич Камиль Бабасов.
– Наша стратегия – активная, взвешенная и последовательная, – заявил адвокат Елены Белой Тимур Маршани. – Мы не будем тянуть защиту в разные стороны, для этого я предложил коллегам (защитникам Сушкевич. – Прим. авт.) солидаризироваться, они приняли это предложение, будем двигаться к тому, чтобы суд полностью оправдал наших подзащитных.
Напомним, что обвиняемых врачей поддерживает медицинское сообщество не только Калининградской области, но и по всей стране, в том числе президент Национальной медицинской палаты и президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, который заявил, что не верит в убийство младенца. При этом он выразил мнение, что Елену Белую нужно лишить диплома врача за подделку документов.
По прогнозам адвокатов, судебные слушания могут длиться от двух до четырех месяцев.
Адвокаты представших перед судом врачей решили солидаризироваться, чтобы не тянуть защиту в разные стороны (фото автора)