или Зарегистрироваться
Общество
2886
0
16 июля 2020

Дело доктора нуждается в объективности и открытости

Коллеги и общественники настаивают на независимой экспертизе 
Газета «Страна Калининград» продолжает следить за судьбой калининградского неонатолога Элины Сушкевич. Пожалуй, самое важное, в чем сегодня нуждается доктор, это максимальная объективность.

Заступился Рошаль
Напомним, в калининградском роддоме № 4 в ноябре 2018 года умер младенец: он родился с весом 700 граммов в крайне тяжелом состоянии. Мать — приезжая из Узбекистана – не наблюдалась у врачей. Вначале следователи заподозрили главврача роддома Елену Белую в том, что она допустила смерть ребенка, чтобы не испортить статистику. Потом возникло новое уголовное дело — якобы она дала указание Элине Сушкевич убить ребенка. По версии следствия, Сушкевич по указанию Белой ввела недоношенному ребенку смертельную дозу магния сульфата, а в историю родов внесли данные, что плод погиб в утробе матери. СК возбудил дело по ч. 2 ст. 105 Уголовного кодекса РФ «Убийство малолетнего, заведомо находящегося в беспомощном состоянии». Задержали Сушкевич 28 июня 2019 года, мерой пресечения назначили домашний арест. Следствие закончено, дело будет рассматривать суд присяжных.
За доктора заступился президент Национальной медицинской палаты, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль, он предложил провести новую экспертизу и уволить следователей по делу, так как они сработали непрофессионально. А 12 июня этого года, в День России, Рошаль обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой обратить внимание на дело калининградских врачей. 
– Я должен выполнить просьбу сообщества врачебного и сказать, что надо крайне внимательно посмотреть на то, что происходит в Калининграде, двух врачей судят за убийство, — сказал он, выступая на церемонии вручения президентом медали «Герой труда РФ». – Такого не было в России с 1953 года. 
Я не хочу давить на суд, но готов выступить там и пояснить, почему это все неправильно.

«Абстрагируйтесь от эмоций»
Позже эту ситуацию в интервью «Российской газете» (16+) прокомментировал председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин:
– Ситуация вызвала бурное обсуждение в обществе. Многие стали высказываться в поддержку врачей, были и против. Полагаю, надо тщательно все проанализировать. Выводы делать аккуратно, исходя из фактов дела и объективных доказательств, абсолютно абстрагируясь от эмоций. Следователи провели работу, и собранные ими материалы, в т. ч. заключения экспертиз, говорят о наличии в действиях обвиняемых признаков особо тяжкого преступления – убийства. По версии следствия, в 2018 году жительница Калининградской области родила ребенка – недоношенного, но вполне жизнеспособного. Для поддержания жизнеобеспечения ребенка требовались определенные ресурсы, и, согласно материалам дела, Елена Белая на ребенка тратить их не желала, предположив, что он все равно умрет позже, что ухудшило бы статистику регионального перинатального центра, куда они должны были направить ребенка для дальнейшего лечения. Поэтому следствием выдвинута версия о том, что врач приняла решение совершить убийство новорожденного, оформив все так, будто он умер при родах. При этом выводы следствия были сделаны на основе совокупности доказательств: заключения комиссионной комплексной судебно-медицинской экспертизы о причине смерти ребенка, показаний свидетелей, иных собранных по делу доказательств. У нас нет сомнений в объективности экспертиз, ведь их делали эксперты-медики. Их заключения позволили дать правовую оценку произошедшему. Исходя из их выводов и других доказательств следует, что Сушкевич по указанию Белой ввела смертельную дозу сульфата магния, в результате чего наступила смерть ребенка. Эксперты установили, что препарат был введен в заведомо токсичной дозе, это закономерно привело к смерти от острого отравления. Применение магнезии было противопоказано ребенку, и врачи об этом знали. Затем, согласно следствию, в историю родов обвиняемые внесли заведомо ложные сведения о том, что имел место факт гибели плода при родах.

Неонатологи вместе
На это Рошаль ответил в Twitter: «Утверждаю, что Бастрыкину его сотрудниками была предоставлена ошибочная интерпретация содержания магния у погибшего новорожденного». Российское общество неонатологов (РОН) также опубликовало открытое письмо в ответ Александру Бастрыкину. Его авторы не согласны с выводами следствия и экспертизы, на которые ссылался глава СК РФ, опровергают ключевые тезисы его речи и призывают не препятствовать открытому и беспристрастному судебному процессу.
Во-первых, в РОН указывают: факт введения ребенку препарата куросурф, необходимого для «поддержания жизнеобеспечения», подтвержден экспертизой и следствием. Во-вторых, называют ошибочным вывод о том, что Сушкевич ввела ребенку «смертельную дозу сульфата магния». Так как эксперты сравнивали показатели глубоконедоношенного младенца весом 700 граммов, родившегося преждевременно, на сроке беременности 23 недели и 3 дня, с показателями взрослого человека. Это неправомерно, так как у детей совершенно другие нормы. Подчеркивается, что экспертизы плаценты, несмотря на все ходатайства защиты, не было. В-третьих, на слова Бастрыкина о том, что ребенок был «недоношенный, но вполне жизнеспособный», РОН указывает, что «даже в условиях ведущих перинатальных центров страны и мира удается спасти жизнь и выходить не более 20% таких детей», а в этом случае были все факторы для реализации внутриутробной инфекции, признаки которой зафиксированы в медицинской документации.

Комментарии

 Профсоюз
– Моя позиция однозначна, – говорит председатель Калининградской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ Ирина Сергутко.
– Если есть сомнения в качестве экспертизы, то надо прислушаться и провести повторную. Отказ неразумен, когда врача обвиняют в убийстве ребенка! Ошибку допустить нельзя – это касается человеческой жизни и чести врача. Если на это не идет СК, то пусть суд инициирует повторную независимую экспертизу.

Защитники пациентов
Считаю невозможным ,абсурдным даже мысль об убийстве врачом, если он психически здоров. Педиатр-неонатолог призван делать невозможное всегда. Открытость судебного процесса -сейчас считаю самым главным, а присутствие представителей профсообщества - важным! – сказала председатель «Лиги защитников пациентов 39 региона» Марина Шапошникова.

Общественность
 – Наш фонд курирует несколько семей, для которых Элина как врач сделала много. Это человек, в котором сочетание профессионализма и моральных качеств уникально. Каждый ребенок, каждый случай был дня нее критически важен. О еще не рожденных детках она уже говорила, как о личностях. Всегда поддерживала родителей, настраивала их на то, чтобы они были рядом, стимулируя своего ребенка на желание жить! Вязала чепчики и потешных осьминожков для развития у крошек тактильных ощущений. Примеров много, версия СК не укладывается в голове. Она не могла навредить малышу, даже опасаясь не исполнить приказ свыше (одна из версий следствия), – высказывает свое мнение соучредитель детского Благотворительного центра «Верю в чудо», директор-волонтер, руководитель спецпроектов и программ, направленных на соцподдержку, лечение и реабилитацию пациентов с тяжелыми заболеваниями София Лагутинская. – Обидно, что такой человек столько времени взаперти и не может работать при острой нехватке врачей! Большой негатив вызывает то, что у врачей нет реальной защиты, они пашут, жертвуют своей жизнью, а если происходит что-то подобное, то они беззащитны. Кто их спасет? Система здравоохранения? Незаметно. Cтраховая? Тоже нет. Общественность? Мы, конечно, стараемся, уважаемый доктор Рошаль высказал мнение, но есть ощущение, что оно никому не интересно. Такому пациенту (700 граммов весом) достаточно было просто не оказывать помощи, и он не смог бы жить. Но ее оказывали, его спасали. А врача подозревают в убийстве! Это плохо влияет и на будущих врачей, они не хотят идти в педиатрию, терапию, реанимацию. Куда выгоднее стать стоматологом или пластическим хирургом, где нет подобных судебных дел. Я понимаю и следственные органы, у них своя мотивация – наказать виновных, но касательно врачей надо что-то менять! 

Врачебная палата
– Я не могу комментировать выводы следствия, теперь единственная надежда на справедливый суд. Мы, медработники области, не верим, что Элина могла сделать подобное. Это невероятно, что можно допустить даже мысль о подобном! – говорит глава региональной Врачебной палаты Ольга Краснова. – Мы просили доктора Рошаля вмешаться в ситуацию, провести независимую экспертизу организацией с лицензией. Причем в любом регионе, где есть эта возможность. Мы по-прежнему каждый день работаем над ситуацией, не сидим сложа руки.


04-Сушкевич--(2).jpg
Судебное заседание с участием присяжных планируется на 23 июля этого года

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

13