Суть «Щедрого вторника» – люди объединяются для того, чтобы сделать доброе дело. Движение поддерживают известные актеры, музыканты, политики, коммерческие и некоммерческие структуры. В этот день силами БФУ им. И. Канта и благотворительной организации «Капли звуков» была проведена экскурсия по Калининграду для детей с ограниченными возможностями, главным образом, для слабослышащих. Мероприятие получило название «Ощущая город».
– Мы организуем экскурсии на велосипедах, называется все это «Колесо истории». В какой-то момент появилась идея организовать велоэкскурсию, в ходе которой люди воспринимали бы город разными органами чувств, например, через запахи, – рассказывает научный сотрудник Центра социально-гуманитар-ной информатики БФУ им. И. Канта Никита Никитин. – Но потом мы подумали, что неплохо бы организовать нечто подобное для слабослышащих. Цель мероприятия, с одной стороны, состоит в том, чтобы помочь слабослышащим детям, а с другой – показать, что для таких людей можно проводить интересные мероприятия.
Доступная среда – это возможность коммуникации
По словам руководителя благотворительной организации «Капли звуков» Елены Кочевой, экскурсия помогла детям с ограниченными возможностями почувствовать город.
– Когда речь заходит о доступной среде, многие представляют пандусы, специальные лестницы, подъемники и так далее, но для слабослышащих людей доступная среда – это возможность коммуникации, – говорит Елена Кочева. – К сожалению, те, кто имеет проблемы со слухом, часто замкнуты в своей среде. Они не могут даже сходить в музей без сурдопереводчика. И обычную экскурсию они не слышат, по-этому ничего не могут узнать ни о произведении, ни об его авторе. В обществе сейчас есть желание помочь людям с подобного рода проблемами, но не все понимают, как это сделать. Это мероприятие – пример реальной помощи.
Программа была насыщенна. Дети послушали в университете небольшой рассказ о янтаре, там же попытались сво-ими руками шлифовать солнечный камень на небольшом, установленном прямо в аудитории станке, самостоятельно испекли пряники на Первом хлебозаводе, посетили Астрономический бастион, новый стадион на Октябрьском острове и Музей Мирового океана.
О янтаре детям рассказал кандидат исторических наук, доцент Виталий Маслов:
– Я первый раз читал лекцию через сурдопереводчика. Но говорил, как обычно, не пытаясь замедлить речь или как-то растягивать слова. Единственное, о чем меня попросили, чтобы я ничем не прикрывал рот. Это необходимо для того, чтобы дети видели, что я говорю.
Испытать незнакомое
Лёве Ясиненко пять лет. Он почти ничего не слышит. И язык жестов еще не освоил, но некоторые успехи, по словам мамы, уже есть.
– Благодаря «Каплям звуков» я неплохо выучила этот язык, теперь стараюсь учить Лёву, – говорит она.
Лекцию про янтарь мальчик, скорее всего, не понял. Но процесс обработки кусочков солнечного камня доставил ему огромное удовольствие.
– Я по реакции Лёвы вижу, что ему понравилось, – говорит его мама. – Прямо глаза горят. Сын сделал мне маленький браслет (это небольшой отшлифованный янтарик на тонкой проволоке. – Прим. авт.), буду его носить.
Тринадцатилетней Жене Моисеевой, которая страдает детским церебральным параличом, тоже понравилось обрабатывать янтарь. Браслет, который она сделала своими руками, девочка будет носить сама.
– Мы часто посещаем подобные мероприятия, потому что они социализируют, помогают испытать недоступные прежде ощущения, получить новый опыт и даже попробовать себя в профессии, о которой ребенок не мечтал, – говорит мама Жени. – Кто знает, может, дочь захочет после этого быть ювелиром.
– Почему нет, – соглашается Евгения. – Я подумаю об этом.
Экскурсия длилась почти целый день. Хочется верить, что дети успели по-настоящему ощутить город, почувствовать его и – что еще, пожалуй, более важно – лучше понять себя.
Во время посещения хлебозавода у ребят была возможность самостоятельно слепить пряники
фото автора
поделиться