или Зарегистрироваться
Общество
4810
0
17 октября 2019

Антон Алиханов: «Если я что-то сказал, то скорее умру, но слова не нарушу»

«Страна Калининград» задала губернатору важные для читателей газеты вопросы
Три года назад, 6 октября 2016-го, президент России Владимир Путин назначил Антона Алиханова врио губернатора Калининградской области. В сентябре 2017 года Алиханов стал избранным губернатором. Областью он будет руководить еще как минимум три года. «Страна Калининград» пообщалась с губернатором области и задала актуальные вопросы. 

Про успехи на разных направлениях

– Антон Андреевич, что было сделано за три года, о чем хочется сказать?
– Новый закон об ОЭЗ. В прошлом году был бум, и в этом тоже по количеству резидентов. Полностью перестроена система поддержки бизнеса. Например, МФЦ для бизнеса, где в одном месте ты получаешь сразу все виды услуг. Индустриальные парки. Мы доводим до конца парк в Храброво. Уже начинаются стройки заводов у «Корпорации развития Калининградской области». Получаем 250 млн рублей в рамках нацпроекта на инфраструктуру, дороги, внутренние сети. Надеюсь, что и в Черняховске в следующем году мы сможем с индустриальным парком запуститься – для востока области это будет существенно. Позитивная вещь, правда, с точки зрения имиджа пока, но в ближайшее время и рабочие места, надеюсь, появятся, – это закон о специальном административном районе. Это давняя мечта об офшорной территории, и она сбылась. 
Достигнуто снижение уровня долга региона впервые с 2010 года. А если говорить про крупные проекты, то это подписание специнвестконтракта с «Автотором» – а ведь была опасность ухода его с рынка. В сельском хозяйстве позитивные сдвиги: проект мелиорации в Славском и Полесском районах на сложных территориях, к которым не подходили десятилетиями. И новый проект селекционно-генетического центра, который закончится в этом году. В общем, динамика в сельском хозяйстве хорошая, и я доволен, что наши производители переходят в глубокую историю, связанную с переработкой. 
Электронные визы для иностранцев, введенные с 1 июля, можно отнести к знаковым достижениям. 
Онкоцентр строим – в этом году закроем контур, в следующем году завершим все внутренние работы. Центры женского здоровья открываем, кардиоцентр в Гусеве. Новый корпус в БСМП, инфекционная больница вся переделанная. Кадровая медицинская программа – все-таки уже больше 200 человек к нам переехали из других регионов. Лекарственное обеспечение. Был просто кошмар: каждый день по 10–20 обращений, что нет того или этого лекарства. В этом году вообще нет вопросов, потому что все было закуплено заранее и в нужных объемах. И все это позволило проводить много операций, которых раньше не было. Сейчас мы проектируем новые поликлиники, которые построим в ближайшие три-четыре года в Калининграде. На Сельме будет тройная поликлиника: детская, взрослая и диагностика. И на юге города – в бывшем Балтрайоне. 
Из благоустройства отмечу строительство променада в Светлогорске, реконструкцию улицы Баранова в Калининграде. Построили новые школы – Гурьевскую и на улице Аксакова. Огромное учебное заведение сейчас на Артиллерийской строим. Детсадов в этом году у нас пять новых вводится, в ближайшие годы еще 20.
Отдельная история – Северный обход. Мы получили по решению президента почти 8 млрд рублей и на шесть лет быстрее заканчиваем часть Северного обхода на ул. Невского. Думаю, что в следующем году мы увидим начало стройки Приморского кольца до Янтарного. 

– Что из сделанного за три года можно обозначить как «Made by Alikhanov»?
– Все, что я перечислил, это не я, это моя команда. Я ведь наемный менеджер, и по большому счету все, что я и моя команда делаем и на что направляем ресурсы – не свои, а налогоплательщиков, – это то, о чем люди нас попросили. Например, история с заменой земли для многодетных выплатой – шесть с половиной тысяч человек очередь, которая не двигалась. Хотя все это придумал не я, это давно применяют в других регионах. А в Калининграде этого не было. И онкоцентр придумал не я, и центр женского здоровья. Все это придумали вы, калининградцы.

– А все глобальные дорожные ремонты на чьи деньги у нас идут?
– Это софинансирование. Но федералы нам много денег дают. Очень хорошо, что мы вошли с 2017 года в национальный проект «Безопасные и качественные дороги». Поэтому сейчас в Калининграде делается ремонт на улицах Киевской, Горького, была сделана улица Невского. Улица Гагарина ремонтируется по Федеральной целевой программе.

Про Дом Советов и зеленые зоны

– По Дому Советов вы приняли окончательное решение – грядут его реконструкция и заселение. Что вы будете с ним делать? 
– В здание переедут правительство и другие управленческие структуры. Территория вокруг Дома Советов будет застроена. Конкретно – та, которая сейчас за забором. Парковка и площадь останутся. На территории, которая была благо-устроена к чемпионату мира по футболу, мы строить не собираемся.

– А территория ближе к реке? Перед собором?
– По этой территории пускают, конечно, слюни все застройщики города.

– И давно пускают.
– Я поставил задачу наложить на этот участок все возможные и невозможные ограничения, чтобы это была зеленая зона.

– И где еще будут ограничения и зеленые зоны?
– Холм Бесселя на улице Галицкого. На месте бывшего кладбища напротив Центрального парка в сторону Дмитрия Донского и Детской областной больницы – я считаю, что там надо окончательно сделать зеленую зону. И на Сельме большой зеленый массив нужно оформлять как зеленую зону и обустраивать в соответствии с этим статусом.

Про будущее трамвая в Калининграде

– У калининградского трамвая есть шанс, что вы ему поможете? Понятно, что трамвай загубили до вас. И все же...
– Шанс есть всегда. Вопрос в том, что в следующем году средств на это точно нет. Однако у Калининграда с 2021 года высвобождаются 350 млн рублей от автобусного лизинга. Вот и считайте: по 350 млн ежегодно, плюс мы поможем деньгами. С мэром Калининграда уже был разговор, что он предложит горсовету высвободившиеся миллионы направить на развитие трамвайной сети. Можно ведь заключить новый лизинговый контракт уже на трамваи. А лично мое мнение – сейчас надо заниматься анализом того, где трамвайные пути надо убрать, а где добавить. Несомненно, нужны новые маршруты – на Сельму, например, а на проспекте Мира рельсы совсем не нужны, зато здесь можно сделать выделенную полосу для автобусов или электробусов. 

Про аэродром «Девау» и стадионы 

– А территория аэродрома «Девау»? Там будет застройка?
– Нет. Потому что здание аэродрома накладывает ограничение на всю территорию. И даже чисто гипотетически, чтобы его снять, нужно прийти к премьер-министру Дмитрию Медведеву, согласовав предварительно со всеми задействованными структурами. Этим никто в здравом уме заниматься не будет, потому что политическое самоубийство. А я хочу снова избираться в 2022 году. Что касается того, посоветовался ли я с ДОСААФ по поводу аэродрома, хочу сказать, что у этой организации там, кроме незаконно построенных и сдаваемых в аренду гаражей – причем я не знаю, куда шли деньги от аренды, – ничего нет. Зато я знаю, что малая авиация в городе – это опасно. И мы забираем территорию «Девау» для того, чтобы там обустроить нормальное место для проведения досуга. Для тех же стритрейсеров, чтобы им было, где развернуться и не мешать другим на той же Сельме. Или можно сделать прыжковый аттракцион.

– И вот все точно так и будет?
– Вас приучили к тому, что слово ничего не стоит. Но это не про меня. Если я что-то сказал, то я скорее умру, но слова не нарушу. Если вы не верите в юридическую защиту, в то, что я вам выше описал, то поверьте моему слову. А не хотите верить моему слову, есть юридическая защита. Эта история без слабых мест. С территорией «Девау», а это почти 100 гектаров, ничего плохого не случится с точки зрения застройки.
И ровно то же самое со стадионом «Балтика». Все, что и моя команда пока с ним сделали, – это спортплощадка для футбола и баскетбола, детская площадка, инклюзивная детская площадка, искусственное поле, где тренируется в том числе молодежь. На месте снесенной Северной трибуны будет два футбольных мини-поля, за Южной трибуной – еще одно искусственное поле, а справа от входа – теннисные корты.

– Стадион на Октябрьском острове, построенный к ЧМ по футболу, скоро станет нашим?
– Пока он федеральный, с 1 января 2020 года его планируют передать области. Стадион будет финансироваться за счет федеральных ресурсов, больше 250 млн рублей в бюджете уже заложено. На содержание должно хватить.

– А на территорию вокруг? Просадок-то немало. 
– Стадион ограничивается забором. По поводу просадок за этой территорией могу сказать, что проектом предусмотрена консолидация грунтов в 90%, и в течение еще пяти лет будет происходить консолидация оставшихся 10%. То есть сантиметров двадцать вверх и вниз будут гулять. Это временно, переживать не стоит.

– Футбольный клуб «Балтика» от смены собственника стадиона выиграет? 
– Аренда ему будет стоить в два раза меньше. 

Про валидаторы и плату за проезд

– Что происходит с внедрением валидатаров на общественном транспорте? И долго, и нервно, и похоже, что совсем невыгодно пассажирам. Да и прозрачности с денежными потоками как не было, так и нет. Кондукторы по-прежнему активно работают с отрывными билетами, а заплатить по безналу – вообще большая проблема.
– Все это решается элементарно. Сейчас действительно некоторые перевозчики, а может, сами кондукторы часто говорят, что валидаторы быстро разряжаются. Да, действительно, был брак, но все аккумуляторы поставщик уже заменил. И если добросовестно заряжать, то все будет работать необходимое количество времени. Это первое. Второе – мы хотим в следующем году, ориентировочно в апреле, ввести тариф со скидкой для тех, кто платит по безналу. Проезд за наличные будет стоит дороже. Порядок цен определит Служба по тарифам. Причем, если вам не предоставили возможность оплатить проезд по безналу, то вы едете бесплатно. И четкая работа валидаторов станет головной болью самих перевозчиков. Кроме того, я уверен, что электронная платежная система высветит нам дополнительные финансовые ресурсы, чтобы длительное время хотя бы стоимость проезда не поднимать.

Про налоги и долги

– Собираемость налогов, ее повышение для вас явно принципиальная тема. Какие успехи здесь?
– Мне в свое время предложили поднять транспортный налог. Я согласился, а потом спросил: что вы делаете с задолженностью? И в качестве эксперимента поехал в Багратионовск и несколько дней с различными службами изучал ситуацию. И увидел, как несовершенна база и сколько возможностей не использовано для сбора долгов. Начали работать, стали платить, особенно те, кто, имея роскошные автомобили, игнорирует обязанность платить за них налог. Я даже предложил: «Давайте соберем 100 млн рублей долгов по транспортному налогу и сделаем на них дорогу имени Робин Гуда». И ведь соберем.

– А «Калининградтеплосети» не хотите помочь? У этого муниципального предприятия уже миллиард рублей долгов за поставленные услуги.
– На самом деле проблема в том, что «Калининградтеплосеть» уже много лет не развивается. Все новостройки ушли на автономное отопление, и получается, что нет рынка сбыта, число потребителей не растет. Зато есть ветшающие сети, и ты всегда будешь в минусе. Политика должна была быть другой. Ситуацию вспять уже не повернешь, но мы городу помогаем. 
Кстати, после истории с транспортным налогом я создал в правительстве управление по эффективности. Там начали работать, провели анализ, и в результате мы упразднили управление по взаимодействию с федеральными органами. Там было 15 человек, которые непонятно чем занимались. Наша задача – максимально самих себя сокращать и соответственно расходы, вводить как можно больше электронных тем. 

Про восток области и газификацию

– Советск, Неман, Славск, Краснознаменск. Мы не так давно были во всех этих городах, говорили с людьми, они обожают свою родину, но есть серьезная проблема – нет работы. 
– Мы создали специальный фонд, в котором в следующем году предусмотрели 300 млн рублей под 1% годовых. Инфляция 4%, а мы даем под 1%. Если кто-то хочет начать или развить бизнес, милости просим. Жители востока области тоже могут заявиться на поддержку фонда. Правда, уже есть на 1,5 миллиарда заявок, а денег пока только 300 млн.

– А тем, кто не может вести свой бизнес, что делать?
– Предпринимателей всегда и везде не много, но они создают рабочие места для тех, кто не готов сам рисковать. И это самое важное – люди, которые хотят. 

– Еще одна проблема для людей – газ. Область газифицирована на 70%, но позволить себе газ могут далеко не все. Можете здесь помочь?
– Процент по газификации у нас выше, чем по стране. И газа нам хватает. Он есть во всех муниципалитетах. Другое дело, что довести его до каждого поселка и дома – задача не из легких. И, честно скажу, провести газ по каждой частной территории бюджет пока не в состоянии.

Про сбор мусора и свалки

– Мусорная реформа в области будет продолжаться? И в какую сторону?
– Мы выделили Калининграду 20 млн рублей на организацию 60 площадок для раздельного сбора мусора. Подготовлена концессия, будет построен сортировочный комплекс с глубокой сортировкой – металл, стекло, пластик, отдельное компостирование и превращение в грунт, который можно подсыпать. Строительство комплекса мы начнем в следующем году в Багратионовском районе. И это будет в части тарифа на захоронение. Тариф регионального оператора по работе с отходами (имеется в виду областное государственное предприятие «Единая система по обращению с отходами». – Прим. авт.) включает несколько компонентов – вывоз, захоронение, обезвреживание и т. д. То, что формируется в городе, принадлежит региональному оператору, и он дальше будет отдавать или продавать – мы еще определяемся – разделенный мусор переработчику.

– Если все так и пойдет, тариф для потребителя станет меньше? Ведь оператор будет зарабатывать на продаже.
– Да, конечно, меньше. Тот же сортировочный комплекс может устраивать торги на тот мусор, который не подлежит переработке на этом предприятии, выставлять лот, например, с пластиком на аукцион. Покупать есть кому – малый бизнес уже на этой ниве работает. Полученные от продажи лотов деньги будут вычитаться из тарифа, и в итоге произойдет его перерасчет. 

– А тема со свалкой в поселке им. А. Космодемьянского и золоотвалом на ул. Ялтинской закончена?
– Да. Все рекультивировано. 70% денег на это дал федеральный бюджет. Более того, строить там ничего нельзя минимум 15 лет, так что застройщики могут расслабиться. 

Алиханов07-PODG6979.jpg
Антон Алиханов стал исполнять обязанности главы Калининградской области в 2016 году, а в 2022 году он снова собирается идти на выборы

Елена Бочарникова, Альбина Краснощёкова, [email protected], фото Александра Подгорчука
цитата
,
:
, :
Я наемный менеджер, и все, что я и моя команда делаем и на что направляем ресурсы – не свои, а налогоплательщиков, – это то, о чем нас попросили люди

поделиться
опрос 16 сентября 2024

Калининградцы, лето прошло, успели отдохнуть на море?

24