или Зарегистрироваться
Общество
761
0
27 февраля 2019

Берлин в кино – кино в Берлине

Почему столицу Германии любят кинематографисты и синефилы всего мира
В кадре – тот же пейзаж, что и за окном экскурсионного автобуса: Жандарменмаркт, центр Берлина. Знаменитая колоннада Берлинского Концертного зала, купола соборов... Внезапно прямо между ними вырастает силуэт башни с часами, лондонский «Биг Бэн» – что это?! 
Все просто, объясняет Бобби, наш гид. Это компьютерная доработка кадров приключенческого фильма «Вокруг света за 80 дней» 2004 года, финал с триумфальным приземлением Филеаса Фогга и Паспарту перед британской Академией наук снимали в Берлине! И это не единственное открытие, которое предстоит сделать участникам экскурсии по местам «кинематографической» славы немецкой столицы.

Полмиллиона зрителей
Четырехчасовой марафон начинается на Фридрихштрассе, в самом центре города. Здесь в 1879 году пионер кинематографии Макс Складановски впервые продемонстрировал ошеломленной публике движущиеся картинки. Так что Берлин вполне можно считать колыбелью мирового кинематографа! Но, конечно, и сам этот город часто становился кулисой для киношедевров, играя самого себя. Самое свежее явление зрителям состоялось в телесериале «Вавилон-Берлин», режиссером которого выступает знаменитый Том Тыквер, творец «Парфюмера» и «Беги, Лола, беги». На открытии фестиваля «Берлинале» Тыквер был замечен в числе почетных гостей.
Крупнейший немецкий кинофестиваль проходит в феврале, в 2019 году он состоялся уже в 69-й раз. Событие, невероятное по масштабу и размаху! Четыреста фильмов всех жанров от игровых до анимации и документального кино, распределенных по девяти секциям. Кроме официального конкурса полнометражного кино (в нем в этом году участвовали 16 фильмов) и короткометражек, в расписании «Берлинале» значатся «Панорама» и «Форум», «Поколение» и «Перспектива: немецкое кино», отдельные специальные презентации посвящены кулинарному кино, киноклассике, выдающимся актерам и режиссерам. Думаю, нет ни одного человека, который бы посмотрел все: это физически невозможно. Однако предмет особой гордости организаторов, о чем они не устают говорить, – это массовость. «Берлинале» официально считается самым посещаемым кинособытием в мире. По статистике прошлого года, количество зрителей составило 489 791 человек, в 2019 году надеются выйти на полумиллионный рубеж.

Мифы, легенды, экранные образы
Кто ходит в кино в Берлине? Да все! Демократичность и своего рода «всеядность» отборщиков фестиваля привлекает к нему все социальные и возрастные группы. Тем более что, например, секция «Поколение» (с подсекцией «К плюс») предназначена специально для подростков, а их дедушки-бабушки с удовольствием отправляются на встречу с кумирами минувших дней, с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо. За ретро и классику уже много лет отвечает Немецкая синематека. Она расположена на Потсдамской площади, в том же здании, что и Музей кино и телевидения. О, это королевство зеркал, лабиринтов и нагромождений из декораций, плакатов, костюмов. Неужели Марлен Дитрих и вправду была такой миниатюрной, почти Дюймовочкой? Да, просвещает экскурсовод: все костюмы, представленные в музее, подлинные.
Музей кино и ТВ существует уже много лет, почти столько же, сколько и фестиваль (первый «Берлинале» состоялся в 1951 году в Западном Берлине), и соседству, конечно же, рад. На Потсдамской площади «Берлинале» обосновался в 2000 году. Здесь в одном из небоскребов размещаются офисы, архивы, пресс-бюро и самые священные помещения: просмотровые комнаты для работы жюри. И кинотеатры. Главный из них – это «Берлинале Паласт», многофункциональный концертный дворец с роскошным звуком, светом, с балконами и красным бархатным занавесом. Кроме него, два кинотеатра-мультиплекса и кино «Арсенал». Но этого мало: кинопоказы идут в крупных кинотеатрах по всему Берлину, не считая специальной программы «Berlinale goes Kiez» (трудно переводимый берлинский жаргон: словом «Киц» именуются маленькие традиционные микрорайоны, кварталы, в которых часто имеются небольшие кинотеатры). В общем, в дни «Берлинале» делать вид, что кино тебя не интересует, невозможно! 

Лучший режиссер — это сама жизнь
Параллельно с конкурсными сеансами на фестивале работал кинорынок. Среди аккредитованных гостей немало представителей других фестивалей и киноклубов, они тоже в поисках жемчужин для своих программ, для них сделаны отдельные просмотры. И далеко не всегда результаты рынка совпадают с мнением жюри, а оно, в свою очередь, подвергается критике, в том числе со стороны зрителей. 2019 год – не исключение. Пока эксперты спорят, публика просто делится собственными эмоциями и мнениями. Поделюсь и я своим личным топ-5.

  • «The Kindness of Strangers / Доброта незнакомцев» датчанки Лоне Шерфиг – фильм, показанный в день открытия. Это всегда трудное решение, его критикуют, мол, а удачно ли выбрали стартовый фильм, а что организаторы хотели сказать своим выбором? Романтичная история про поиск любви и маленького человеческого счастья. Но этого достаточно, чтобы смотреть кино с удовольствием.
  • «The Boy Who Harnessed the Wind / Мальчик, который запряг ветер» британского режиссера нигерийского происхождения Чиветелу Эджиофора – его показы как раз завершали фестиваль в воскресенье, 17 февраля. На фоне дух захватывающих пейзажей Малави, бесконечного африканского неба, гор и полей разыгрывается драма голода и нищеты. Ужас в том, что история не выдуманная, она реальна. Фильм, как и подлинная биография Уильяма Камкуамбы, заканчивается хорошо, но оставляет после себя тревожное чувство и что-то, похожее на стыд. Стыд за собственную лень, за то, что не ценим свое благополучие. 
  • «Mitt liv som hund / Моя собачья жизнь» Лассе Хальстрёма – самый приятный сюрприз фестиваля. Показ проходил в рамках официальной программы «Панорама» в кино «Интернациональ» на Карл-Маркс-Аллее. Уже ради одного этого здания стоило идти, своего рода музей интерьеров эпохи ГДР. К тому же режиссер вместе с женой, актрисой Леной Олин, был в зале. Не в ложе почетных гостей и не в ресторане, закрытом для публики, – нет, они просто сидели на одном из рядов, вместе со всеми наслаждаясь этим добрым фильмом 1985 года, а по окончании просмотра Хальстрём вышел на сцену и обстоятельно, долго отвечал на вопросы.
  • «Mr. Jones / Мистер Джонс» польского режиссера Агнешки Холланд, фильм также построен на реальных событиях: британский журналист Гарет Джонс побывал в Советском Союзе и первым из западной прессы увидел своими глазами голодомор 1932–1933 годов в украинских селах. Ужасно и тяжко, но стоит смотреть, потому что фильм сделан классно. И нужно перечитать «Скотный двор» Оруэлла, мистер Джонс имеет к этой притче непосредственное отношение.
  • «All on a Mardi Gras Day / Всё ради Жирного Вторника» – документальная короткометражка из секции Berlinale Shorts о прекрасных смешливых черных парнях, жизнь которых посвящена только лишь одному дню, карнавальному Жирному Вторнику, когда они выходят на улицы Нью-Орлеана в собственноручно расшитых нарядах. Изображают древних индейских вождей. Тот случай, когда смотришь кино и понимаешь: лучший режиссер – это сама жизнь.
Автор благодарит Гёте-институт и МИД Германии за организацию поездки в рамках Berlinale Visitors Program.


21-86E3DF03-5EDA-497E-8566-494381D28549.jpg
«Берлинале» считается самым посещаемым кинособытием в мире. По статистике прошлого года, количество зрителей составило 489 791 человек. В 2019 году надеются выйти на полумиллионный рубеж

автор: Светлана Колбанёва, [email protected], фото автора
цитата
,
:
, :
В Берлине ежегодно проходят пятьдесят два (!) фестиваля кино, практически по одному в неделю. Так что, киноманы, будьте уверены: Берлин – это подлинная столица кино, когда бы вы там ни оказались

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2