или Зарегистрироваться
Общество
595
0
05 декабря 2018

Почему вас заблокировали

И имеют ли право банки спрашивать, куда вы тратите свои сбережения
Последнюю неделю различные интернет-издания и многие СМИ муссируют тему приостановки операций по банковским картам и неожиданное требование финансовых организаций к своим клиентам обосновывать переводы на суммы даже до 1000 рублей. 

Начало положили в сентябре
Указанные банки перечислять не будем. Во всех этих историях главное – комментарий от Центробанка, который последовал позже. Пресс-служба ЦБ дала его газете «Известия» (16+), уточнив, что банк обязан при-остановить операцию и связаться с клиентом, только если сочтет, что транзакция содержит признак, указывающий на вероятность ее совершения без согласия владельца средств. Им может быть в том числе несоответствие суммы и периодичности переводов типовому платежному поведению клиента. Но в этом случае кредитная организация не должна выяснять происхождение средств или назначение платежа. Все, что ей необходимо, — это получить от клиента подтверждение отправления денег или отказ от операции. Если же клиенты банков сталкиваются с подобными проблемами, ЦБ рекомендует им подавать жалобы в интернет-приемную.
А еще 26 сентября в России вступил в силу федеральный закон, который позволил банкам временно блокировать сомнительные операции по картам, а также приостанавливать действие самих карт на срок до двух рабочих дней. Нововведение должно помочь защитить их владельцев от мошенников. Кстати, по данным Центробанка, только за январь – октябрь 2018 года объем перечислений между физлицами составил 3,7 млрд рублей – в 1,5 раза больше, чем в аналогичный период 2017-го. При этом в прошлом году с карт россиян украли почти миллиард рублей. И чаще всего пострадавшие сами дают мошенникам всю информацию по своим картам.

Следят уже давно
Еще до принятия закона каждый банк разрабатывал свои признаки финансовых мошенничеств. Перечень критериев есть и у Центробанка. Об этом еще в 2017 году на встрече с калининградскими студентами рассказал Герман Греф, председатель правления ПАО Сбербанк. Журналисты газеты «Страна Калининград» присутствовали на той встрече. По словам Грефа, россияне уже давно оставляют цифровые «следы», по которым за 2 минуты можно составить портрет человека. 
В этом банкам активно помогают нейросети. 
– Пять – семь лет назад, когда вы проводили картой по терминалу, мы осуществляли, по сути, две операции – идентифицировали вас и определяли остаток на счете, – рассказал Герман Греф. – Сегодня же мы мгновенно получаем информацию о том, где вы находитесь и что покупаете. Это нужно знать хотя бы для того, чтобы эффективно противостоять мошенникам. То есть мы должны понимать, что картой воспользовался ее владелец, а не кто-то другой. Если, например, вы житель Калининграда и покупаете что-то в Южной Африке, а у нас нет никаких данных о том, что вы туда поехали, операция может быть остановлена. Данные анализирует машина, но решение на последний стадии принимает все же человек. Оператор позвонит вам и поинтересуется, действительно ли вы совершили эту покупку. Анализ ситуации происходит за секунды. 
Такая же ситуация может возникнуть, если, скажем, человек долгое время расплачивался картой за не самые дорогие продукты в супермаркете, а потом вдруг пытается отдать все деньги на покупку роскошного кольца с бриллиантом. Здесь не надо обладать искусственным интеллектом, чтобы возникли вопросы. 

С 1 ноября 2018 года действует новый номер телефона Единого коммуникационного центра Банка России: 8-800-300-30-00. На него можно бесплатно звонить в колл-центр регулятора с городских и мобильных телефонов. 

Простые правила безопасности
• Никому, даже работникам банка, никогда не сообщайте свой PIN и CVC-коды (три цифры на оборотной стороне карты), пароль из SMS-подтверждения. Для перевода денег нужен всего лишь ее счет или ваш номер телефона, если карта к нему привязана. 
• Действуя якобы от имени вашего банка или даже ЦБ, мошенники могут предложить избежать блокировки карты или, наоборот, пригрозить заблокировать ее на длительный срок, если клиент откажется предоставлять информацию. В таких случаях нужно тут же обращаться в службу безопасности вашего банка. 
• Всегда полезно держать под рукой номера «горячих» телефонов банка, картой которого вы пользуетесь. Обычно они указаны на обороте пластика. В случае потери или кражи карты активные пользователи интернета могут зайти в свой «Личный кабинет» на сайте банка и заблокировать карту. Если владелец карты интернетом не пользуется, лучше записать номер «горячей линии» банка, например, в свой сотовый. Это поможет быстро среагировать при угрозе мошеннических действий по отношению к вам. 
• Для контроля финансов на карте полезно подключать услугу «Мобильный банк», которая тут же оповестит владельца о проведенных операциях по карте или хотя бы о попытке мошенников войти в ваш «Личный кабинет» на сайте банка для совершения финансовых операций. Правда, услуга эта платная – 30–60 рублей в месяц.  

12-в-номер.jpg
Для предотвращения мошенничества банки отслеживают наши переводы, а нейронные сети анализируют, мы ли их делаем 


поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2