- У него были совершенно белые глаза, - продолжает Мамед, - я вспомнил, как на уроке ОБЖ нам показывали приемы искусственного дыхания и стал делать его Андрею. Изо рта потекла желтая пена, он задышал, сказал, что внутри все горит, пытался даже встать. Тут прибежала его бабушка и подъехала «скорая».
Мама Андрея Татьяна (она маляр-штукатур) словно предчувствовала беду. В тот день на работе ей обещали выдать пластиковую карту для перечисления зарплаты.
- Попросили выбрать кодовое слово, которое я никогда не забуду, - вспоминает женщина. - Я выбрала имя сына, а сердце почему-то зашлось, захотелось быстрее домой…
О трагедии Татьяна узнала, когда Андрюша был уже на операционном столе детской областной больницы.
- Компрессионный оскольчатый перелом позвоночника со сдавлением спинного мозга, электрический ожог 3-4 степени, разрыв левой почки, нарушение функций тазовых органов, - она почти не поняла смысл длинного диагноза, который ей сообщил врач. Женщина просила Бога: только бы не умер! Ребенок выжил, но потерял кисти обеих рук, врачам пришлось их ампутировать. Через тело мальчика прошло 15 тысяч вольт!
Трагедия произошла 23 ноября 2007 года, но именно сейчас семья Гертье решилась рассказать о своей беде всей области. Андрею очень нужна помощь, а именно чувствительные биомеханические протезы. Цена одного - 10500 евро, сумма для мамы Андрея неподъемная.
Журналисты «СК» приехали в Славинск. В комнате Андрея уютно, на ковре дремлет кот.
- Не люблю вспоминать тот день, - говорит мальчишка, - глупо получилось…
Андрей парализован ниже пояса, мама неотлучно находится с сыном. Парень постоянно боится упасть: рук-то нет! Татьяне пришлось оставить работу. В прошлом году она возила Андрюшу на операцию позвоночника в Санкт-Петербург, на лечение в Палангу и Каунас: помогла немецкая община Калининграда. Отца у Андрея нет, он умер несколько лет назад, семья живет на пособие по инвалидности Андрея - это чуть больше 4500 руб. Помогает бабушка.
Татьяна Гертье считает, что расходы по протезированию и лечению сына должны взять на себя энергетики. Сына она не оправдывает, но убеждена, что их вина в трагедии есть.
- К гвардейским энергетикам обратилась дней через десять после случившегося, - рассказывает Татьяна. - мне сказали, что таких случаев по России слишком много, чтобы всем помогать, ребенок, мол, виноват сам. Разбираться дальше не было ни времени, ни сил - у Андрюши операции одна за одной шли. А потом соседи рассказали, что сразу после ЧП к установке, где все произошло, приехали рабочие. На рубильнике появился замок, провода подняли выше. Значит, техника безопасности была нарушена?
В детстве Андрей мечтал стать военным, а сейчас хочет быть программистом, - надевает на культю примитивное приспособление из проволоки и стучит по клавиатуре. Если у него будут биомеханические протезы, он сможет сам обслуживать себя. Сейчас Андрюша учится на дому. Медики уверены, что парень встанет с инвалидного кресла.
Комментарий юриста: Иск подать не поздно
Комментирует юрист Андрей Кукушкин, председатель коллегии адвокатов «Правовед».
- Родители должны были обратиться в прокуратуру, которая по горячим следам провела бы комплексную проверку по факту нарушения требований техники безопасности. Но сейчас еще не поздно подать иск о причинении вреда здоровью, с приложив к нему показания свидетелей. Если вина энергетиков будет доказана, можно вести речь о возбуждении уголовного дела и о компенсации ущерба.
Помогите Андрею!
Счет № 4230781082001 2012453 в Сберегательном банке РФ.
Получатель: Гертье Татьяна Евгеньевна.
Основание платежа: пожертвование на лечение Андрея Гертье.