или Зарегистрироваться
Общество
911
0
12 ноября 2018

Михаил Любимов: «Каждый человек немного шпион»

Разведчик, писатель и публицист приезжал в Калининград в рамках Дней литературы 
Биография Михаила Любимова изобилует крутыми виражами и похожа на приключенческий роман. 
Профессиональная дипломатичность сочетается в нем с хулиганским юмором и обаянием. Беседа гостя нашего города с корреспондентом газеты «Страна Калининград» состоялась в Кафедральном соборе на острове Канта после органного концерта. Что было органично.

Английская челюсть

– Михаил Петрович, впечатлил вас собор?
– Мне православная эстетика ближе, чем католическая, но собор, безусловно, великолепен. Он не уступает лучшим европейским соборам, в частности английским. 

– Кстати, об Англии. Как случилось, что именно Туманный Альбион стал вашим разведывательным объектом?
– Вообще-то отец, старый чекист, прошедший жестокую школу 1930-х годов, говорил мне: «Не вздумай идти в разведку!», но мое желание работать в разведке было слишком сильным. И сначала меня хотели в Финляндию отправить, но потом решили, что Англия для меня больше подходит — или я для нее. Мой начальник говорил, что у меня английская челюсть. Так я уехал в Англию, преисполненный счастливых надежд.

– Они оправдались?
– Конечно. Это был самый яркий период моей жизни. Я жадно вдыхал запах свободы. Именно там прочел Пастернака, Замятина и Солженицына. Познакомился со сливками английского истеблишмента – членами парламента, писателями, разведчиками. Ну и, конечно, кое-какую информацию из них тянул…

– Насколько я знаю, одним из «доноров» был легендарный Ким Филби.
– Было дело. В 1971-м из Англии выслали более 100 советских дипломатов, среди которых, конечно, было много разведчиков. Тогда-то я и решил привлечь к работе старые опытные кадры. В их числе был Филби. Вскоре мы подружились. Без виски я к нему никогда не приезжал. А он жил весьма скромно, курил «Дымок».

Бонд – сказка для простаков

– Насколько достоверно особенности шпионской профессии отображены в литературе и в кино? Например, в «Бондиане»?
– Джеймс Бонд от Яна Флеминга – это сказка для простаков. Что касается кино, то профессионалам по-хорошему не надо смотреть фильмы про себя. Но я смотрю с удовольствием. «Семнадцать мгновений весны» очень уважаю. При том, что снято было в обстановке жестких запретов. Мне Юлиан Семенов рассказывал: «Я придумываю, а мне говорят – нельзя». И все же исхитрялись, снимали. Но то, что делают сейчас, – ужас. Беготня, стрелялки – это уже не разведка, а спецназ. 

– Неужели правда, что вы – прагматик ушли из разведки из- за любви? 
– А любовь всегда толкала меня вперед! Меня уволили в 1980 году в связи со вторым разводом и намерением жениться. 
Я занимал пост начальника отдела, а тут такой демарш против правил. Но, во-первых, я был влюблен в будущую жену (с той поры живем счастливо почти 40 лет), во-вторых, служба мне поднадоела, а я всю жизнь писал стихи и мечтал стать писателем. Моя приличная по тем временам пенсия в 200 рублей позволяла заниматься любимым делом. 

– К своему первому роману «Записки непутевого резидента» вы поставили эпиграф: «Душа шпиона есть некоторым образом слепок с нашей души»…
– Ведь каждый человек — немного шпион. Один в чем-то подозревает жену, она в чем-то подозревает мужа. Другого интересует жизнь соседа, и он заглядывает в его окно. Согласитесь, этот перечень можно продолжать долго и применить к любому из нас. Цинично? Конечно, но при этом бесспорно…

– По поводу цинизма. В ваших мемуарах описывается ситуация, когда в разгар любовной сцены разведчику звонят и просят убрать стул – он мешает тайной съемке. Что, так и было?
 — Все, что я написал, было в реальной жизни, в том числе и эти эпизоды. Мои мемуары, возможно, излишне откровенны, но в них всегда есть ирония. Английские контрразведчики, между прочим, дали мне прозвище Смайли Майк (это персонаж шпионского романа бывшего разведчика Джона Ле Карре. – Прим. авт.). Мне было приятно…

Месть предателю

– Как вы, профессионал, вы трактуете темную историю со Скрипалями? 
– Как комедию-буфф. Это ведь абсурд: правительство аккурат накануне выборов раздувает зачем-то скандал против себя, отправляя двух непрофессионалов, чтобы они отравили давно никому не нужного Скрипаля. Конечно, здесь совсем иная подоплека. Скажем, личная месть. Ведь этот мерзавец сломал карьеры множеству офицеров. Теперь они вместо комфортной жизни в какой-нибудь из европейских столиц прозябают в окраинных гарнизонах и проклинают предателя. А это весомая мотивация для расправы. «Любители готики» провели «мероприятие» в меру своих возможностей – они ведь не шпионы, а силовики, хорошие боевые ребята. А вот тем, кто инициировал их появление в эфире, сделав из ребят посмешище, надо головы поснимать.

– Если не секрет, разведка занимается ликвидацией предателей?
– Наша разведка прекратила заниматься этим после 1959 года, когда ликвидировали Степана Бандеру. Были редчайшие исключения: в 1978 году изготовили зонтик для болгар, убивших в Лондоне диссидента Георгия Маркова. Сделали это по личной просьбе болгарского генсека Тодора Живкова.

– Так фильм «Укол зонтиком» – не художественный вымысел?
– Это истина, представленная в пародийном ключе. 

– Вы пошли по отцовским стопам. А у Александра не было таких намерений?
– Саша никогда стать разведчиком не собирался. Но к моей профессии всегда относился с большим пиететом. Как человек, мыслящий положительными категориями, он меня критикует, мол, прожил такую жизнь и над ней смеешься! Отбиваюсь: самокритика — высшая степень гордости! Видимо, у меня мерзкий характер, склонный к саморазоблачению.

– А сомнения вам свойственны?
– Скажем так, были. Прежде всего по поводу профессиональной деятельности. Однажды я обратился к епископу Василию Родзянко, известному своими проповедями по ТВ. «Да что вы, голубчик! – воскликнул он. – Откройте Библию о подвигах воителя и правой руки Моисея Иисуса Навина. Он с помощью шпионов открыл врата Иерихона. Это весьма почетная профессия!» Вообще, разведка – она как жена, с которой всегда скандалы, но без которой невозможно жить. 

Справка «СК»
Михаил Любимов родился в 1934 г. в семье сотрудника ОГПУ. В 1958 г. окончил Московский институт международных отношений. Карьеру дипломата начал в посольстве СССР в Хельсинки. С 1959 г. – работа в разведке, в Первом главном управлении КГБ СССР. В 1961–1965 гг. – сотрудник резидентуры КГБ в Лондоне. С 1974 г. – замначальника англо-скандинавского отдела ПГУ КГБ. Вернулся на родину в 1980 г. и возглавил отдел в Центральном аппарате КГБ. Вскоре вышел в отставку и занялся литературной и журналистской деятельностью. Автор пьес, романов и мемуаров. С 1987 г. сотрудничает с изданиями «Совершенно секретно» и «Детектив и политика». Сын Александр Любимов – известный журналист и телеведущий.


13-в-номер.jpg
Михаил Любимов – потомственный чекист, который мечтал стал писателем. Выйдя на пенсию, он свою мечту осуществил 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3