или Зарегистрироваться
Общество
787
0
13 октября 2018

Мы стали гораздо меньше пить

Директор ВЦИОМ Валерий Федоров рассказал о том, насколько счастливы жители нашей страны
На прошлой неделе в Калининград приезжал один из ведущих российских социологов, директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 
Валерий Федоров, который выступил с лекцией в рамках дискуссионного клуба БФУ имени И. Канта и портала RuBaltic.Ru.
В частности, Валерий Валериевич представил написанную на основе данных ВЦИОМа книгу «Россия удивляет». 

Не «ужас-ужас-ужас»
В этой книге, помимо всего прочего, рассказывается о том, как за последние годы в стране менялось количество счастливых людей. 
– Опрашивая респондентов, мы не объясняем им, что такое счастье, его каждый понимает по-своему – у кого-то жемчуг мелкий, а у кого-то щи жидкие. Мы просто спрашивали, чувствует ли человек себя счастливым. В итоге самый низкий уровень счастья мы зафиксировали в 1992 году. Тогда 42% опрошенных сказали нам, что, скорее, счастливы, а 36% – что, скорее, несчастливы. Помним, что было в 1992-м? Развалился СССР, были отпущены цены, инфляция галопировала, многие лишились своих сбережений, начались достаточно кровавые межнациональные конфликты. Но даже в такой ситуации несчастливых оказалось меньше, чем счастливых. Похоже, что нашим людям стыдно признавать, что они несчастливы, поэтому они говорят, что кругом все плохо, страна в ужасном состоянии, что мир катится в тартарары, а у нас лично все как-то более-менее. 
 После 1992 года количество считающих себя счастливыми, по словам Федорова, стало гораздо больше. Даже в дефолтный 1998 год их было достаточно много – 60%.
– В еще один кризисный год – 2008-й – 77% процентов респондентов называли себя счастливыми и только 15% – несчастливыми, – сообщил руководитель ВЦИОМ. – Данные опроса за следующий год хорошо иллюстрируют влияние материального благополучия на наше самочувствие. 2009 год – это год, когда мы от восьмипроцентного экономического роста перешли к ровно к такому же падению ВВП. Вот такие были качели, американские горки. Сократилось ли количество счастливых людей? Конечно! Намного? Нет. Тех, кто называл себя счастливыми, стало меньше всего на 6%. Этот показатель снизился с 77 до 71 процента. Вот она, реальная цена экономического кризиса, причем довольно глубокого! Давайте посмотрим данные еще одного кризиса – 2015–2016 годов. В 2015-м счастливыми себя считали 78%, в 2016-м – 83%. Несчастливыми соответственно 15% и 6%. Так что кризис – это как в том анекдоте: конечно, ужас, но не ужас-ужас-ужас. 

Полоса усталости и безнадеги
Если говорить не об абстрактном счастье, а о том, насколько людей устраивает их жизнь (социологи различают две эти категории), то здесь, по словам Федорова, вырисовывается похожая картина. 
– Пик удовлетворенности жизнью случился в России во втором – четвертом кварталах 2014 года, – отметил Федоров. – С чем у нас это время было связано? Крым! Хотя в четвертом квартале уже началась девальвация рубля, и мы буквально за месяц на 40% стали беднее. В сентябре упала цена на нефть, в июле были введены санкции. То есть в момент, когда экономика погружалась в пучину, социальное самочувствие, наоборот, скакнуло вертикально. Почему? Потому что мы стали жить лучше или потому что мы осознали себя гражданами великой державы, которая может отстаивать свои взгляды, интересы и ценности, несмотря ни на что? Мне кажется, что эти показатели рельефно и отчетливо демонстрируют роль идеального момента в нашем мироощущении. 
Однако потом, по словам социолога, ситуация стала меняться. С весны 2015 года данные опросов стали показывать ухудшение показателей социального самочувствия. 
– Мы видим, что, чем дольше и глубже кризис, тем ниже удовлетворенность людей той жизнью, которую они ведут, – продолжил социолог. – Низшей точкой здесь стал второй квартал 2016 года. На этом дне мы провалялись больше года – до августа 2017-го, после чего был зафиксирован рост показателей удовлетворенности жизнью, который достиг максимума в мае 2018 г. А затем всё снова пошло в обратную сторону. В июне было много веселых и интересных событий, но на показатели удовлетворенностью жизнью самое большое влияние оказало сообщение о грядущем повышении пенсионного возраста. Это развернуло в противоположном направлении тренд, который наблюдался с августа 2017 года. До этого мы становились более уверенным, чувствовали себя лучше, в марте мы в большинстве своем оказали на выборах доверие действующему президенту. Но в июне начинается полоса разочарования, усталости, безнадеги и отчаяния. И в этой полосе мы находимся уже три месяца, и пока конца и края ей не видно. 

Чтоб не сглазили! 
В ходе выступления Федоров отметил еще одну нашу особенность. Как выясняется, россияне в большинстве своем склонны занижать уровень своего достатка. 
– На самом деле люди опасаются говорить, что у них все хорошо, чтобы не сглазили, чтобы не «раскулачили», чтобы не пустили «красного петуха», – считает социолог. – Если задать прямой вопрос «Сколько вы зарабатываете?», то знаете, какой будет средний доход по стране? В три раза меньше, чем дает статистика. 
Федоров также обратил внимание на то, что реальный рост благосостояния доходов далеко не всегда влечет за собой увеличение количества удовлетворенных своим материальным положением людей.
– Сегодня каждый пятый россиянин оценивает материальное положение своей семьи как плохое. Но этот показатель меньше, чем, скажем, в успешном для российском экономики 2005 году. Тогда таких людей было 33%.
А еще социологи, по словам Федорова, уже который год (7–8 лет) фиксируют снижение уровня потребления алкоголя. 
Директор ВЦИОМа полагает, что на то есть несколько причин. Это и увеличение количества автовладельцев (сегодня каждая вторая российская семья имеет автомобиль), и разного рода ограничения продажи спиртного, и то, что молодые люди все чаще делают выбор в пользу здорового образа жизни, и рост количества доступных для населения спортивных объектов. 
– Есть, правда, вероятность, что, отвечая на вопрос про потребление алкоголя, респонденты несколько лукавят, – допустил Федоров. – Но в любом случае наблюдается положительная тенденция. Те, кто постарше, помнят, что в 1970–1980 годы бытовое пьянство было делом почти обычным. Человек, который вовсе не пьет, выглядел тогда странно. Сейчас, к счастью, представления о норме в этом вопросе стали другими. 

12-ВЦИОМ-в-номер-(1).jpg
В июне началась полоса разочарования, усталости, безнадеги и отчаяния. И в этой полосе мы находимся уже три месяца 

12-ВЦИОМ.jpg
Директор ВЦИОМ Валерий Федоров

фото пресс-службы БФУ имени И. Канта 
цитата
,
:
, :
Социологи, по словам Валерия Федорова, уже в течение 7–8 лет фиксируют снижение уровня потребления алкоголя. 
Сейчас, к счастью, представления о норме в этом вопросе стали другими

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3