или Зарегистрироваться
Общество
1391
0
22 сентября 2018

Игорь Волгин: «Гений – это мы, только в предельном выражении»

Побывавший в Калининграде историк и поэт ведет единственную в России телепрограмму о литературе
В Центральной городской библиотеке им. Чехова недавно прошла встреча с известным российским историком, поэтом и исследователем творчества Федора Достоевского Игорем Волгиным. 
Написанное Достоевским сегодня воспринимается как пророчество. Об этом и о многом другом с литератором побеседовал корреспондент газеты «Страна Калининград».

Знакомство под знаком русской смуты 

– Игорь Леонидович, вы в Калининграде не впервые. Какие ассоциации вызывает наш город?
– Первейшая ассоциация – сцена из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова, в которой Воланд говорит, что он завтракал с Кантом. Где он мог завтракать с Кантом? Конечно же, здесь! И это только одно звено из цепочки ассоциаций – ведь это город с единственной в своем роде двойственной историей и культурой.

– Мне кажется, двойственность есть и в творчестве Федора Достоевского.
– Двойственность истории, двойственность человеческой природы – безусловно, все это есть в романах Достоевского. 
В аспирантуре я познакомился с его самым малоизвестным на тот момент произведением «Дневник писателя». Именно ему был посвящен первый мой научный труд. Примечательно, что я оказался первопроходцем. Изучая «Дневник», я был поражен прецедентом обратной связи – сотнями писем, собранными женой Достоевского Анной Григорьевной. Ему писали студенты, самоубийцы, военные, чиновники. Через головы издателей Достоевский нашел путь к читателю. А еще «Дневник писателя» – энциклопедия русской жизни, концентрат всех его ча-яний и надежд. В этот период жизни я особенно глубоко почувствовал: гений – это мы, только в предельном выражении.

– Предельность ведь была не только в сочинениях Достоевского, но и в судьбе…
– Да, история его жизни это подтверждает. В качестве иллюстрации: его роман с Анной Григорьевной – первый в истории России служебный роман. 4 октября 1866 года – в тот день и даже в те часы, когда Анна Григорьевна впервые пришла к Достоевскому, на Семеновском плацу вешали некоего Ишутина, который проходил по делу о покушении на императора. Его в петле продержали 10 минут, а потом объявили помилование. Так что знакомство состоялось под знаком русской смуты. И какая перекличка с его собственной жизнью – с несостоявшимся расстрелом! 
И еще одно скрещение судьбы. За стеной у Достоевского была конспиративная явка «Народной воли». И вот одного из участников организации Баранникова арестовывают в тот момент, когда у Достоевского начинается первое кровотечение. Причем квартиру эту для Достоевского в свое время нашла дама, которая входила в исполком «Народной воли». Такие вот фантастические переплетения истории и судьбы.

Нехитрая рецептура
\
– Романы Достоевского экранизируют регулярно. Каковы ваши впечатления от этих экранизаций и фильмов про самого писателя?
– Сложный вопрос. Телевидение создает клишированный образ писателя. Рецептура нехитрая. Столько-то постельных эпизодов, столько-то неприглядных фактов пьянства, буйных выходок и так далее. В сознание зрителя внедряется образ бабника, пьяницы, неврастеника. Коробят многочисленные неточности. 
В фильме Владимира Хотиненко на голову Достоевскому перед расстрелом надевают мешок, а этого не было. Я уже не говорю о психологических неточностях. Евгений Миронов очень старается, но благодаря ужасному сценарию Володарского ему нечего играть. Достоевский – эдакий бонвиван. Акценты – женщины, которые меняются как перчатки, страсть к игре и эпилепсия. 

– А удачные примеры, по-вашему, есть?
– На мой взгляд, это поставленная Василием Бархатовым в Мариинке опера «Братья Карамазовы» и гениальный балет Эйфмана «Идиот». В обоих этих спектаклях нет лобовых ходов. Видение постановщиков совпало с духом Достоевского, с его динамикой. И это дорогого стоит.
Клиповое образование

– Ваша передача «Игра в бисер», несмотря на свой камерный формат, пользуется большой популярностью. В чем, на ваш взгляд, секрет успеха?
– Кстати, это единственная в России программа о литературе. Как ни странно, смотрят ее уже седьмой год, скоро выйдет юбилейная, двухсотая передача. А вообще с нового года я думаю изменить формат «Игры в бисер». Планирую обновить состав участников. Эту будут не только убеленные сединами эксперты, но и молодые читатели, даже школьники. Пусть их суждения будут непрофессиональны и наивны. Уверен, это пойдет программе только на пользу. Ну а что касается популярности, то разве можем мы тягаться с Малаховым?

– Отчего, по-вашему, у таких, мягко говоря, несимпатичных программ зашкаливают рейтинги?
– Думаю, оттого, что соблазн заглянуть в чужое окно телевизионщиками всемерно поощряется. «Никто не должен быть принят в нашу спальню», – писал Пушкин в одном из писем. Сейчас в спальне стоит видеокамера. А еще тот же Пушкин говорил: «Толпа радуется унижению великого». И пожалуйста: вся страна с упоением обсуждает развод Джигарханяна…

– А благодаря интернету и гаджетам сплетни разносятся феноменально быстро.
– О, гаджеты – это особая тема! Ведь чем доступнее информация, тем она менее усваивается. Мановением руки нажимается кнопка. У меня многие студенты, отучившись до пятого курса, не записаны ни в одну библиотеку. А когда я советую прочитать ту или иную книгу, слышу ответ: «А ее нет!» Подразумевается, что если нет в Сети, то нет и в природе. (Улыбается.) Знаете, Пушкин первым в истории написал стихотворение об особенностях интернета: «Тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца». Это ведь пророчество! Сети продолжают свою умертвляющую деятельность. 

– Во всяком случае жуткие ошибки, которые сделали первокурсники факультета журналистики МГУ в установочном диктанте, оптимизма не добавляют…
– Качество студентов с каждым годом ухудшается, потому что студентов все время облегчают. Беда в том, что человек с младых ногтей привыкает к некой клиповой культуре, к готовой упаковке. ЕГЭ – это клиповое образование. И налицо парадокс: чем выше технический прогресс, тем ниже качество человека… Самый печальный результат этой клиповости – гуманитарная безграмотность, смазанное историческое сознание. Вы не поверите, но есть студенты, для которых что 1937 год, что 1977-й. И я много могу говорить на эту тему, потому что меня это бесконечно тревожит. 


Справка «СК»
Игорь Волгин родился в 1942 г. в Перми. С 1959 по 1864 г. – студент исторического факультета МГУ им. Ломоносова. Еще во время учебы стал известен как поэт. В 1968 г. основал и руководит по сей день Литературной студией МГУ «ЛУЧ», выпускниками которой стали Дмитрий Быков, Мария Ватутина и др. C 1997 г. – основатель и президент Фонда Достоевского, 
с 2010 г. – вице-президент Международного Общества Ф. М. Достоевского. Автор и ведущий программы «Игра в бисер» на телеканале «Россия – Культура». Доктор филологических наук, кандидат исторических наук, действительный член РАЕН, профессор факультета журналистики МГУ и Литературного института. Написал более двадцати книг, посвященных жизни и творчеству Ф. М. Достоевского. 

12-IMG_3010.jpg
Игорь Волгин: «Налицо парадокс – чем выше технический прогресс, тем ниже качество человека»

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27