или Зарегистрироваться
Общество
1267
0
11 августа 2018

Сергей Колесников: «Я ни от каких предложений не отказываюсь»

Известный актер приезжал в Калининград в рамках образовательного проекта «Культурный десант» 
Телезрителям Сергей Колесников хорошо известен как ведущий популярной программы «Фазенда». А столичным (и не только) театралам – как исполнитель ярких ролей на сценах МХАТ им. Горького и МХТ им. Чехова. Об отношении актера к концептуальному театру и о многом другом узнал от него самого корреспондент «СК». 

 Первый гонорар получил в четыре года

– Сергей Валентинович, правда ли, что ваша актерская история началась с исполнения жалостливых песен?
– (Смеется.) Это соответствует истине. Первый гонорар я заработал в четыре года. Мы с мамой ездили в гости к крестной в Апрелевку на электричке, а я с детства любил петь — никто не просил, но это рвалось из меня наружу, аж распирало. И я ходил по вагону, распевая «Вот умру я, умру» — эта песня часто звучала у нас в доме во время застолий. Там есть такие слова: «…похоронят меня, и никто не узнает, где могилка моя». 
На этом месте все обычно всплакивали. Все, кроме меня. 
Я понятия не имел, что такое «умру», о чем вообще речь. Но голосок у меня был тоненький и пронзительный. И когда я эту песню исполнял в электричке, всегда возвращался к маме с карманами, полными конфет, баранок и яблок. 
Тогда я понял, что мне нравится выступать на публике: в этом нет ничего сложного, а тебя к тому же и награждают. Я никогда не питал иллюзий относительно своей профессии. Кто такие актеры? Обслуга. Мы же ничего не производим в отличие от людей в цеху на заводе. 

 – Широкие массы воспринимают вас как харизматичного позитивного телеведущего. А я в МХТ видела в вашем исполнении весьма суровых персонажей. Глостера, например. Или порочного супруга Вассы Железновой…
– О спектакле «Король Лир» я вспоминаю с удовольствием. Его поставил знаменитый японский режиссер Тадаши Сузуки. А с «Вассой Железновой» особая история. Во-первых, это горькое воспоминание об ушедшей из жизни Марине Голуб (она исполняла роль Вассы. – Прим. авт.). После ее смерти спектакль сняли с репертуара. Во-вторых, это воспоминание о конфликте, который разразился между занятыми в спектакле актерами и его постановщиком, питерским режиссером Львом Эренбургом. Когда начались репетиции, нам стало ясно, что он намерен осмыслить горьковскую пьесу в радикальном, мягко говоря, ключе. Если говорить жестче, в порнографическом. Мы восстали. И, знаете, режиссер пошел навстречу, смягчил патовые моменты. В итоге спектакль состоялся, хотя органичным и близким для меня так и не стал.

– Но ведь в МХТ ставит спектакли весьма радикальный режиссер Константин Богомолов. Вам доводилось с ним сотрудничать?
– Не доводилось. И слава богу. Знаете, я никогда не понимал и вряд ли пойму уже смысл провокаций в виде голых частей тела. Не могу взять в толк, почему режиссеры полагают, что эти нехитрые приемы придадут действию значимость. 

Сыну повезло с мэтром

– Часто приходится слышать от актеров: «Не дай бог, чтобы ребенок пошел по моим стопам». Между тем ваш сын Иван пошел, причем весьма успешно…
– А я никогда и не произносил таких заклинаний! Ваня — театральный ребенок, с детства за кулисами, его выбор никого не удивил. Вот Саша, старший сын, другого склада. Он пошел по стопам моего тестя и стал архитектором. Его никогда не тянуло на сцену. А Ваня с детства играл в спектаклях, и ему это нравилось.

– Какие его роли вас особенно порадовали?
– Его работа в фильме Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи». Картина о нескольких годах жизни Сергея Довлатова в Таллине. Ваня рассказал, как он пробовался на эту роль. Случилось так, что он приехал на пробы с серьезного похмелья (и это при том, что человек он практически непьющий). Но закон подлости никто не отменял! Станислав Сергеевич посмотрел на него и спрашивает: «Пьешь?» Отвечать «нет» было глупо, посчитал Ваня и кивнул утвердительно. Второй вопрос: «Куришь?» Снова кивнул. «Хорошо, молодец!» – сказал Говорухин. Сделали пробу, и Иван был утвержден. 
Конечно, сыну повезло, что довелось поработать с мэтром. Говорухин снимал с толком, с расстановкой. Никогда не гнал, не изматывал артистов. Если какой-то эпизод не шел, откладывал съемку на день. Сейчас почти никто так не снимает: исходят из того, что время – деньги. Поэтому все делается наспех – и свет выставляют, и мизансцены выстраивают, и актеры текст проборматывают, не успевая в него вникнуть. А результат все мы видим…

– А если бы Иван захотел сняться в «телемыле», стали бы вы его отговаривать?
– Да никогда! Сам никогда ни от каких предложений не отказываюсь. Актерская судьба – гусарская рулетка. Сегодня ты не знаешь, как тащить воз разно-образных ролей, а завтра полный ноль. И никто тебе не скажет, когда ситуация изменится к лучшему. При том что для актера нет ничего горше, чем отсутствие работы. И нужно уметь заполнять возникающие паузы и оставаться в форме. 

Лучшее время – Средневековье

– А телевидение содействует сохранению профессиональной формы? 
– Конечно! Я, когда на телевидении вел «Фазенду», всегда подходил к этому делу по-актерски и каждую мизансцену пытался по мере сил оживить. А вообще этот «ящик» гадость, конечно же. Если говорить глубже и шире, то я против прогресса в принципе. Я вообще считаю, что Средневековье — это было самое лучшее время у человечества.

– На собственной фазенде вы претворяете телеидеи в жизнь?
– Знаете, раньше жили так бедно, что все делали своими руками. Нет денег на детскую кроватку — можно соорудить ее самому. Я до сих пор мимо помойки не пройду — обязательно посмотрю, что там. Потому что порой попадаются удивительные вещи, которые люди за ненадобностью выбрасывают. 
Я находил лампы, стулья, картины потрясающие. 
Блошиные рынки не люблю: там все заранее скупают и перепродают затем по заоблачным ценам. И вообще не хочу отдавать деньги — я лучше найду, так в разы интереснее. Что-то потом в квартире оседает, что-то на дачу в Тарусу увозим или друзьям дарим. Например, Коле Чиндяйкину пригодились подвески от найденной мной люстры. Маша, супруга моя, соорудила ему шикарный абажур и украсила его этими подвесками. 

– К своему гардеробу так же креативно относитесь?
– О нем всецело заботится жена. И меня это полностью устраивает, я терпеть не могу ходить по магазинам – мне никогда ничего не нравится. А в юности, да, случалось и покреативить. В джинсы клеш, невероятно модные тогда, мы монтировали электрические лампочки. 
В кармане при этом держали батарейку. Идешь вечером по улице, замыкаешь в кармане батарейку – и низ штанов празднично светится. (Смеется.)

– Вы застали не совсем типичную для Калининграда погоду. Тем не менее ощутили колорит этих мест? 
– То, что я успел увидеть, впечатлило. Мне кажется, что Калининград – это единственный в своем роде город. Что касается его колорита, то я, как человек музицирующий, сравнил бы мои ощущения с красивым блюзом…

Справка «СК»
Сергей Колесников – заслуженный артист РФ. Родился в 1955 г. В 1978 г. окончил Школу-студию МХАТ и был принят в труппу Московского художественного театра. После раздела театра работал в МХАТ им. М. Горького. В 1990 году перешел в МХТ им. Чехова, где проработал до октября 2011 г. Снялся более чем в 30 фильмах и сериалах. 
С 2006 по 2012 г. – ведущий телепередачи «Фазенда». 


Колесников.jpg
Сергей Колесников: «Актерская судьба – гусарская рулетка. Сегодня не знаешь, как тащить воз ролей, а завтра полный ноль» 

поделиться
опрос 14 ноября 2024

Красная икра за год подорожала в два раза. Вы будете покупать этот деликатес на новогодний стол?

53