или Зарегистрироваться
Общество
688
0
23 мая 2018

Госпожнадзор: «Владельцев торговых центров мы застали врасплох»

Бизнес-омбудсмен предложил идею проведения «дня открытых дверей», чтобы предприниматели могли прийти к пожарным и задать интересующие вопросы
На прошлой неделе в Калининградской торгово-промышленной палате состоялась встреча работников Госпожнадзора с представителями местного бизнес-сообщества. 
Причиной встречи послужила ситуация, при которой в областном центре после внезапных проверок закрылось несколько торговых центров ввиду нарушений требований пожарной безопасности. 
Встречу вел начальник отдела Госпожнадзора регионального управления Министерства чрезвычайных ситуаций Сергей Янин. По его словам, после трагедии в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня» совместно с прокуратурой было внепланово проверено 170 объектов т. н. мест массового скопления народа. Среди выявленных там нарушений наиболее частые – загромождения путей эвакуации различным дополнительным оборудованием, например банкоматами или игровыми автоматами, встречались также закрытые эвакуационные выходы, неисправные системы противопожарной защиты, в том числе неработающие сигнализации. 
Янин обратил внимание, что нередко руководство разного рода ТЦ формально относится к обучению персонала мерам пожарной безопасности. Чиновник сообщил, что по результатам проверки было возбуждено 193 административных дела в отношении юридических и должностных лиц. В 16 случаях прокурорами были составлены исковые заявления с требованием о приостановке деятельности объектов. Среди них известные калининградские ТЦ, а также культурно-досуговый центр в Багратионовске. 
В трех случаях прокуратурой была дана отсрочка в месяц для устранения нарушений. В отношении десяти объектов решение о закрытии было принято судами. 
– При этом на сегодняшний день часть закрытых торговых центров, например «Маяка» и « Эпицентра», уже открыта, потому что собственники за две недели успели провести большую работу по устранению нарушений требований пожарной безопасности, – отметил Янин. 
По его словам, многих владельцев внеплановые проверки застали врас-плох. 
– Не произошло бы трагедии в Кемерово, на многих объектах все бы оставалось так, как было, – считает он. 
По словам Янина, как и в Кемерово, калининградские бизнесмены пользовались «уловкой», когда большой торговый объект имеет статус объекта малого предпринимательства, которые под проверки Госпожнадзора не подпадали. 
– Сейчас все сразу засуетились, – говорит Янин. – И я только одного не могу понять: куда собственники смотрели раньше? Сотрудники ведомства всегда открыты для диалога и никому никогда не отказывали в разного рода консультациях. В том числе и с выездом на место. 

Будет ужесточение законодательства
Представитель МЧС не исключил, что в скором времени будут внесены законодательные инициативы, ужесточающие систему проверки подобного рода объектов. 
– Возможно, их будут проверять ежегодно, как детские оздоровительные лагеря, – предположил Янин. 
На встрече присутствовал и бизнес-омбудсмен Калининградской области Георгий Дыханов. Он в свою очередь отметил, что за последние три года в его ведомство не поступило ни одной жалобы от предпринимателей по поводу проведения плановых и внеплановых проверок МЧС. Что же касается ситуации с закрытием ТЦ, то, по мнению Дыханова, проблема во многом связана с несовершенством законодательства. 
Он высказал мысль, что многие бизнесмены в ТЦ являются мелкими предпринимателями не столько из-за соображения оптимизации налоговых выплат, а главным образом потому, что торговые центры иногда строятся по принципу долевого участия. В итоге сотня собственников владеет территорией площадью в 60 тысяч квадратных метров. 
– При этом каждый отвечает только за свой участок, – сказал Дыханов. 
Но это лишь одна сторона проблемы. Другая, по словам бизнес-омбудсмена, состоит в том, что в торговых центрах часто не разделена ответственность между теми, кто занимается коммерческой эксплуатацией зданий, и теми, кто занимается эксплуатацией технической. 
– Мы видим, что из проверенных 170 объектов многие представляют собой что-то вроде коммунальной квартиры, населенной представителями малого бизнеса, но вместе с тем мы понимаем, что существует какой-то один собственник, и нужно сделать так, чтобы он или, допустим, главный инженер отвечал за техническую эксплуатацию здания, – считает Дыханов. 
Он уверен, что изначально претензии арендаторам должен предъявлять владелец объекта, а не государство, как это происходит сейчас. 
– Важно, чтобы он осуществлял разъяснительную работу, – заключил он. 
Кроме того, Дыханов убежден: подобного рода объекты должны быть застрахованы. В этом случае страховщик, определяя степени риска, обязательно проверит, как в конкретном торговом центре выполняются требования пожарной безопасности.

Больше ста жалоб от покупателей
Бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов предложил вместе с региональным МЧС идею проведения «дня открытых дверей», чтобы предприниматели могли прийти к пожарным и задать интересующие вопросы по пожарной безопасности зданий. 
Возможно, эта идея найдет свое применение. Как на встрече рассказал Сергей Янин, за два месяца после трагедии в «Зимней вишне» специалисты получили невиданное ранее число жалоб от калининградских покупателей. Теперь народ, когда идет в любой магазин или другое общественное место, обращает пристальное внимание на соблюдение требований пожарной безопасности. 
– За два месяца мы получили более ста жалоб. Такое происходит впервые, – сказал Янин. 

04-Эпицентр.jpg
Развлекательный комплекс, расположенный на четвертом этаже торгового центра, пока закрыт

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3