или Зарегистрироваться
Общество
1712
0
15 ноября 2017

В Калининградской области взамен вырубленной появилась новая придорожная аллея

Недалеко от поселка Романово калининградцы посадили 60 кленов, а деньги на саженцы собрали всем миром
Придорожные аллеи называют визитной карточкой Калининградской области. Есть такое расхожее мнение. Однако, думается, это неудачное сравнение. 
Ведь что такое визитная карточка? Это сугубо практическая информация о человеке. Имя, фамилия, телефон. 
А придорожные аллеи – не из области практического. В них, пожалуй, больше метафизического. Сможем ли мы жить без придорожных аллей? Наверное, да. Однако с их исчезновением эта земля потеряет что-то важное. Может быть, часть своей души. 
И дело тут даже не в том, что придорожные аллеи – это потрясающе красиво. А в том, что это отличает область от остальных регионов России. Это то, чем мы можем гордиться, чем можем удивить гостей. Калининградская область без придорожных аллей – это все равно, что Кавказ без гор или Камчатка без гейзеров. Это неотъемлемая часть ландшафта, пусть и рукотворного. 

Без вины виноватые
Надо полагать, именно поэтому попытки вырубить аллеи вызывают столь бурную реакцию общества. Например, петиция на популярной платформе Change.org против уничтожения 500 деревьев на участке дороги Калининград – Светлогорск (от поселка Холмогоровка до поселка Романово) за два месяца набрала больше 65 тысяч подписей. В петиции, помимо прочего, отмечается, что «только за последние два года на разных основаниях было вырублено более 12 000 придорожных деревьев». 
Справедливости ради стоит сказать, что у придорожных аллей есть также и немало противников, например, среди автомобилистов. Да и представители ГИБДД не раз высказывались, что из-за деревьев случаются ДТП и нередко гибнут люди. 
Однако, по словам Александра Чалого, одного из энтузиастов, долгие годы борющегося против вырубки придорожных аллей на территории нашей области, еще не было ни одного зафиксированного случая, чтобы дерево выбежало на дорогу и спровоцировало аварию. 
– Я вожу машину более тридцати лет и могу сказать, что если соблюдать правила дорожного движения, не нарушать скоростной режим, не садиться за руль пьяным, то шансы наехать на придорожное дерево близки к нулю, – считает Александр Чалый. 
Идея высаживать аллеи взамен вырубленных появилась у Чалого давно. Он пытался воплотить ее в жизнь, но столкнулся с массой как организационных, так и юридических проблем. Ведь земля вдоль дорог, как правило, находится в частных руках. Причем собственников много, всех их нужно найти, а потом с каждым договориться. 

Отработанная соседями технология
Около трех лет назад Александр Чалый познакомился с единомышленниками, и они стали продвигать идею новых аллей, используя в том числе специально созданную в Фейсбуке страничку. Общими усилиями постепенно удалось и договориться с властями и с владельцами земельных участков. 
Деньги на саженцы пожертвовали калининградцы. Поэтому новую аллею с полным правом можно назвать народной. Всего, по словам одного из лидеров инициативной группы, преподавателя университета Анны Алимпиевой, собрали около 130 тысяч рублей и на них купили 60 саженцев клена остролистного и клена-явора. Деревца решили высадить на участке дороги в районе Романово, где несколько лет назад вырубили роскошную кленовую аллею. 
Впрочем, новая аллея появилась не совсем на месте вырубленной. Ряд деревьев выстроился не вплотную к дороге, а в нескольких метрах от нее – за обочиной. Таким образом придорожные аллеи уже давно высаживают в Польше и Германии. 
– Перед тем как приступить к работе, мы долго изучали опыт соседей, – рассказывает участница акции, эколог Александра Королева. – Так что дорогу можно теперь расширять, зеленые насаждения этому не помеха. Аргумент о том, что деревья представляют опасность для водителей, тоже отпадает. При этом сохраняется исторически сложившийся ландшафт. То есть найден компромисс. 

Ждут помощи от властей
Деревья энтузиасты высаживали 5 и 6 ноября. На озвученное через социальные сети предложение принять участие в интересном, но требующем серьезных физических усилий деле откликнулось много неравнодушных земляков, поэтому нехватки рабочих рук не ощущалось. Дело, несмотря на дождливую погоду, шло живо, что не могло остаться незамеченным водителями проезжавших мимо машин. Некоторые из них останавливались и активно помогали общественникам. 
– Мне нравится, что люди хотят сделать что-то полезное для области, поэтому решил помочь, – объяснил свой порыв житель Калининграда Сергей Аржевикин. – Новые деревья – это важно и красиво. Те, кто все это придумал, большие молодцы.
Высаженные деревца выглядят здоровыми и имеют все шансы вырасти такими же большими, как и их предшественники. Правда, произойдет это лет через двадцать. Поэтому прошедшая акция – это своего рода инвестиция в будущее. 
У общественников в планах – новые аллеи. При этом рассчитывают не только на себя и на помощь неравнодушных жителей области, но и на власти. 
– В этом году из областного бюджета в качестве компенсации масштабных вырубок выделено 55 млн рублей. Это большие деньги, которые можно и нужно использовать на посадку новых аллей, – считает Александра Королева. – Мы собираемся активно сотрудничать с руководством четырех муниципалитетов, в которые эти средства поступили. 

Комментарий эколога
Придорожные аллеи помимо эстетической выполняют и практические функции. По словам заслуженного эколога России Феликса Алексеева, высаженные вдоль автотрасс деревья прочно держат корнями насыпь, способствуют понижению уровня грунтовых вод, который в Калининградской области слишком высок. Каждое дерево способно испарить за день 200–250 литров воды. А всего в области около полумиллиона придорожных деревьев. Кроме того, аллеи защищают область от сильных ветров и, как следствие, от выдувания тонкого плодородного слоя земли. Если их уничтожить, изменится климат со всеми вытекающими. А версию о том, что деревья вдоль дорог сажали для того, чтобы с воздуха невозможно было следить за передвижением военной техники, Алексеев считает мифом. Во-первых, поздней осенью и зимой такая маскировка бесполезна, а во-вторых, придорожные аллеи стали появляться тогда, когда самолеты еще не изобрели. 

13-IMG_1333.jpg
На предложение принять участие в экологической акции откликнулось много земляков 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2