Мы встретились с арт-директором конкурса Верой Таривердиевой и поговорили о чудесах в ее жизни и о том, как она помогла раскрыться талантам Гоши Куценко. А заодно узнали, будет ли в Кафедральном соборе, директором которого стала Вера Гориславовна, звучать современная музыка и поддерживает ли она строительство спортплощадки на острове Канта.
Русская культура не вышла из моды
– В этом году конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева, как и наша газета, отмечает 18-летие (проводится раз в два года. – Прим. авт.). Какие достижения вы бы отметили?
– Прежде всего, само существование конкурса на музыкальной карте мира. Он требует огромной работы: мы проводим финал и сразу же начинаем готовиться к следующему этапу. Кроме того, это продвижение российской органной школы: если еще 18 лет назад в Европе меня спрашивали, а есть ли в России органная школа и музыканты, то теперь таких вопросов нет. Лауреаты конкурса выступают по всему миру и побеждают в крупнейших профессиональных состязаниях. Например, впервые за всю историю органной музыки в нашей стране лауреат 1-й премии конкурса имени Микаэла Таривердиева Алина Никитина стала лауреатом конкурса им. Баха в Лейпциге, а это награда номер один для любого органиста.
И, наконец, появление не просто новых имен, а близких людей. Когда мы приглашаем на открытие дорогих и востребованных музыкантов, они отказываются от гонораров, потому что это «встреча семьи». И еще — раскрытие талантов: несмотря на долгую дружбу с артистом и режиссером Гошей Куценко, в этом году он меня поразил. На концерте, посвященном 90-ле-тию Эльдара Рязанова и проходившем в Калининградском трамвайном депо, Гоша читал стихи (в том числе свои) и пел с солисткой Музыкального театра Галиной Кузнецовой.
– На закрытии конкурса на сцену выходил министр культуры РФ Владимир Мединский. Важна ли вам поддержка власти?
– Министерство культуры РФ, как и областное правительство и администрация Калининграда, поддерживает нас с самого начала. И это важно, хотя мы вне политики. Нашими парт-нерами и друзьями стали и крупные коммерческие структуры: например, предприятие «Автотор» обеспечивает премиальный фонд. Они специально купили концертный рояль и во время концерта на заводе останавливают конвейер, чтобы работники послушали музыку.
– Есть мнение, что российское искусство сейчас не в моде.
– Не соглашусь: русскую культуру любят и принимают. Наши участники выступают в Париже, Гамбурге, Нью-Йорке — и везде имеют колоссальный успех.
– У себя в соцсетях вы писали, что на фестивале произошло сразу два чуда: концерт Бориса Березовского, одного из самых востребованных в мире музыкантов, и совместное с ним выступление 16-летнего слепого пианиста из Пионерского Никиты Плетнева.
– Мне рассказали о мальчике и попросили познакомить его с Борисом. Тот его прослушал, и в итоге Никита выступил в финале концерта Березовского. Надеюсь, что эта встреча станет знаковой. У меня есть идея сделать благотворительный концерт, чтобы собрать деньги мальчику на инструмент, ведь у него до сих пор дома нет фортепиано.
Вообще, чудеса на конкурсе происходят постоянно. Это и знакомство лауреатов, органистов Хироко Иноуэ и Жана-Пьера Стайверса, которое переросло в новую семью. И моя история с британским музыкантом Стивеном Коутсом: как-то, выступая в Москве, он в ресторане услышал музыку, в которой, как говорит, «затерялся». Попытался узнать, что это, но официантка не смогла подсказать — зато подарила диск. Уже дома Стивен выяснил, что это произведения Микаэла Леоновича, и связался со мной. Сейчас в Лондоне он издает уже пятый диск с музыкой Таривердиева, и все они имеют успех.
– Как-то вы сказали, что могли бы написать книгу о фестивале.
– И обязательно это сделаю: люблю писать, а удивительных историй, связанных с музыкой и людьми, накопилось много.
– На закрытии конкурса прозвучала мысль, что нужно делать органную музыку популярнее.
– Глубокое заблуждение, что орган — для избранных. Как писал в своем стихотворении Иосиф Бродский, «в каждой музыке Бах, в каждом из нас Бог». Моя знакомая привела на концерт члена жюри Джеймса Хигдона 13-летнего сына — подросток был в восторге от сложных произведений. Публика на концерты приходит самая разная, и если перед ней великолепные музыканты, никто не остается равнодушным. Микаэл Леонович считал, что в каждом человеке есть потребность в возвышенном. Может, я и ошибаюсь, но на концерте «Хора Турецкого» вы получите шоу, развлечетесь, но вот то самое чувство возвышенного вам дадут Бах, Моцарт и Чайковский.
– А вы слушаете попсу – просто для развлечения?
– Нет, физически от нее страдаю (улыбается).
Спорт лучше пустыря
– Давайте поговорим о Кафедральном соборе: в одном из интервью вы рассказывали, что долго не соглашались стать его директором. Почему?
– Понимала, что у меня много всего — конкурсы, Благотворительный фонд Микаэла Таривердиева, работа с творческим наследием мужа. Быть директором оказалось тяжело: устаю от перелетов, плохо сплю, потому что не могу отвлечься от мыслей о соборе. Но понимаю, что он может стать пространством, известным и важным для всего мира.
– В октябре вы устраиваете ярмарку абонементов. Чего ждать калининградской публике?
– Ярмарка продлится с 1 до 22 октября. Абонементов будет три: «Детский мир», на который можно ходить всей семьей; «Грезы любви» с романтической музыкой; «Слушаем кино», в рамках которого выступит Сергей Скрипка, самый известный интерпретатор музыки к фильмам. Из новинок — фестиваль «Декабристские вечера», который откроется 3 декабря концертом певицы Наташи Павловой, потомка Александра Сергеевича Пушкина. Весь год пройдет под знаком 10-летия органа в соборе: будет масса потрясающих концертов, для одного из них Третьяковская галерея специально привезет картину.
– А эксперименты – ночные концерты, электронная музыка – продолжатся?
– Обязательно! Мы открыты для нестандартных и смелых вещей, но будем держать марку.
В своей программе мы ориентируемся на лучшие мировые концертные залы. При Кафедральном соборе создан художественный совет, в который вошли не только представители калининградской интеллигенции, но и такие музыканты, как Владимир Федосеев, Александр Князев, Денис Мацуев, Мартин Хазельбек. Будут делиться опытом, помогать создавать контекст.
– Как вы относитесь к стро-ительству на острове Канта спортивной площадки?
– Земля нам не принадлежит — у нее много собственников, поэтому, что делать дальше, нужно решать сообща. Что касается площадки: там был пустырь, а теперь появится востребованное место, и это хорошо. Ну а дальше я бы предложила объявить конкурс на концепцию обустройства острова и привлекла бы к обсуждению в том числе и мировое сообщество, особенно в преддверии юбилея Канта.
Вера Таривердиева руководит Благотворительным фондом Микаэла Таривердиева, работает с творческим наследием мужа. А теперь стала и директором Кафедрального собора в Калининграде
На закрытие международного конкурса органистов им. Микаэла Таривердиева приезжал министр культуры РФ Владимир Мединский
фото Дениса Кичатова и Юлии Алексеевой
поделиться