Калининградка Наталья Захарова тоже думала, что занимается нужным делом, когда много лет назад вместе с мужем стала торговать морепродуктами на ул. Батальной. Супруги наладили контакты и возили продукцию прямо с Калининградского залива, чтобы люди, живущие вдали от центра, могли недорого покупать свежую рыбу.
Честно работали, платили налоги
Бизнес шел неплохо. Предприниматели кормили свежей рыбой округу, обеспечивали свою семью, в которой подрастали двое детей, платили налоги и давали работу другим.
— В 2006 году мэрия Калининграда обязала вместо нашей палатки поставить павильон, проект которого согласовал главный дизайнер города. И заказать павильон нужно было в указанной властями фирме, хотя мне, если честно, проект не понравился — покупатели не могли зайти внутрь плюс у проекта была сложная крыша, изготовление которой требовало немалых денег, а функциональности — ноль, — говорит женщина.
Но деваться некуда — хочешь работать, выполняй требование города!
— За новый павильон в 21,3 кв. м заплатили около 900 тысяч рублей, — продолжает Наталья. — Сразу такой суммы не было, пришлось занять у родителей.
Установить палатку не так просто, нужно пройти ряд согласований, что Наталья и сделала: получила разрешения у энергетиков, газовщиков, ГИБДД, пожарных и даже в МП «Калининградтеплосеть». Дело в том, что палатка примыкала к глухой стене теплопункта. На предприятии подтвердили, что не против тесного соседства с «Морепродуктами».
Договору конец
— Договор о сотрудничестве я подписывала с предприятием «Муниципальная собственность», которое было создано мэрией. Но в 2010 году его расформировали, а всех, у кого с ним были договоры, должны были без проблем переоформить их на основании подписанных ранее документов. Я приехала в администрацию города, подала документы в комитет экономики и финансов. Спокойно работаю и жду! - вспоминает Наталья.
Но вскоре выяснилось, что зря. В мэрии Наталье заявили, что больше не могут с ней заключить договор, так как все это время ее палатка находилась... на охранной земле «Теплосети», а этот участок больше не входит в Схему размещения нестационарных торговых объектов (НТО).
— Но палатка стояла там много лет, все контролирующие органы выдали на это разрешения! — удивилась предприниматель.
В последующие годы Наталья продолжала торговать на том же месте и одновременно вела «бумажный» диалог с администрацией Калининграда. На просьбы выделить другое место для павильона чиновники отвечали, что этим вопросом надо было озаботиться раньше...
— В мэрии мне все же подсказали выход из ситуации. Посоветовали обновить договор с «Теплосетью», рядом с которой стоял павильон, — говорит Наталья. — Что я и сделала в октябре 2016-го. На предприятии не возражали, и мы вновь подписали бумагу, что там не против, чтобы павильон так и стоял рядом с их объектом.
Но, как позже оказалось, эта бумага ничего не решает.
— Тогда я пригрозила, что подам в суд, а в ответ услышала: «Это заведомо проигрышное дело. Будет так же, как с палаткой на Северном вокзале!» (историю о громком сносе палатки предпринимательницы Людмилы Соловьевой знают многие. И «Страна Калининград» о ней не раз писала. — Прим. авт.). Так я осталась без работы, хотя до этого все у меня было законно, — рассказывает Наталья.
В итоге в один из дней на Батальную, 62, принесли уведомление, что павильон, проработавший здесь много лет, стоит незаконно и подлежит сносу.
— Я бы не возмущалась ситуацией, — говорит женщина, — если бы поставила палатку самовольно, да еще и слепила ее непонятно из чего. Но у меня же все было в соответствии с указаниями горадминистрации, в том числе дорогущий инновационный павильон. Который, кстати, потом у городских властей, видимо, совсем не пошел и его перестали предлагать предпринимателям. В итоге на весь Калининград лишь два таких — у меня да на улице 9 Апреля.
Ужасное чувство несправедливости
По словам Натальи, торговля рыбой была ее единственным делом и доходом.
Она не хочет говорить громко о ситуации в своей семье — муж умер от болезни пять лет назад, и на руках у еще молодой женщины сейчас двое детей — 10 и 16 лет. Но, наверное, не писать об этом нельзя.
— Детей я выращу, руки есть, хорошо работать умею, — говорит она. — Но дело ведь не только во мне. Просто возмущает несправедливость, когда росчерком пера чиновники в Калининграде решают судьбу человека. И ведь в такой ситуации оказываются многие бизнесмены.
Кто желает постоять у стенки?
В ответе на многочисленные жалобы Натальи глава администрации Калининграда Александр Ярошук написал в том числе о том, что стоящий на Батальной павильон (помимо того, что он не попал в схему размещения НТО от 2012 г. и с тех пор незаконен. — Прим.авт.) нарушает, во-первых, права муниципалитета распоряжаться своим имуществом, а во-вторых, «нарушает законные права граждан (неопределенного круга лиц) на свободный доступ к землям общего пользования». Кто из калининградцев все это время мечтал прижаться к стене теплопункта на Батальной или просто постоять рядом с ним? Теперь милости просим! Мэр защитил ваше право! Смех да и только.
Более 100 просьб покупателей
Доводить ситуацию до сноса, как было с палаткой на Северном вокзале, Наталья Захарова не стала.
— Девать павильон мне было некуда — суд я мэрии проиграла, — говорит она, — поэтому отдала его с условием, что новые хозяева сами его увезут.
Рыбной палатки на улице Батальной больше нет. От дела жизни на руках у Натальи Захаровой остался лишь журнал с отзывами постоянных покупателей. Когда в округе узнали о предстоящем сносе, покупатели стали собирать подписи с просьбой оставить в этом месте палатку: «Специально приезжали сюда за селедкой! Оставьте павильон!» «Единственный рыбный киоск на всю округу!» «Мы против сноса. Нас лишают возможности есть свежую и вкусную рыбу!» И таких записей более сотни.
Но разве такие просьбы волнуют городские власти?
Наталья Захарова на бывшем месте работы: «Про поддержку малого бизнеса мы слышим каждый день. А что выходит на деле?»
Историю предпринимательницы с Северного вокзала читайте в статье «Вместо снесенной палатки поселился брошенный микроавтобус»
поделиться