Причину не нашли
Как это часто бывает, идея возникла из собственного опыта Елены: ее дочери Наталье сейчас 16 лет — девочка плохо слышит с детства.
– Причину так и не выяснили: дочка плохо говорила, но врачи успокаивали, что такое бывает. К 5–6 годам стало ясно, что есть проблемы со слухом, но два года поездок по медцентрам Питера и Москвы ничего не дали. Нам посоветовали смириться и заняться реабилитацией, – вспоминает наша собеседница. – Развитого интернета и информации о том, как развивать ребенка с нарушением слуха, в то время не было. Мы жили на Урале, местные сурдопедагоги отказались от занятий — Наташа не глухая, значит, ей к логопеду. Когда через несколько лет мы переехали в Москву и снова обратились к сурдопедагогу, нам ответили, что дочери нужен был именно этот специалист, но теперь поздно — они работают с детьми только до девяти лет. Конечно, речь дочке все же поставили, но у нее в детстве был свой язык — до школы, пока мы не стали использовать специальные аппараты, она слышала не полный объем звуков. Да и сейчас говорит как иностранка, которая долгое время прожила в России.
Девочка пошла учиться в обычную школу. Многие родители боятся отдавать сына или дочку в общеобразовательное учреждение, где в классах по тридцать детей и шансов на хорошую успеваемость мало, потому что с ребенком вряд ли будут работать отдельно. Но Елена с мужем решили рискнуть: понимали, что после спецзаведения Наташе еще сложнее будет социализироваться, общаться с другими людьми и решать проблемы обычной жизни.
– Сейчас Наташа слышит, если видит человека перед собой (понять помогают жесты, интонации), а вот все, что происходит за спиной, сбоку, — нет. Не уловит она ничего и, например, в кафе, потому что музыка, разговоры десятков людей — все сливается в шум. При этом ее диагноз «нейросенсорная тугоухость» – один из самых распространенных, и это не инвалидность, – рассказывает Елена. – На учебе было сложно: дочка часто не слышала слова, упускала фразы — приходилось тратить много времени на уроки, изучать дома самостоятельно. Педагоги не знают, как работать с такими детьми.
В Америке, к примеру, если на лекции или уроке есть хотя бы один человек с проблемами со слухом, весь материал стенографируют и потом выдают расшифровку. Изменил ситуацию FM-аппарат «Роджер» – всего за четыре месяца его использования вырос средний балл. Это беспроводная система, приемник и на-ушник. Педагогу вешается небольшой микрофон, как у экскурсоводов, а Наташа получает звук в слуховой аппарат. Несколько лет назад мы переехали в Калининград, дочка окончила гимназию в Гурьевске и сейчас поступила в морской рыбопромышленный колледж на специальность «обработка водных биоресурсов». Ходит в три кружка, все лето была волонтером в Ботаническом саду — она абсолютно самостоятельна.
Есть силы помогать другим
Проблемы, которые есть в семье Елены, знакомы многим калининградцам.
– Детей с кохлеарными имплантами в нашем регионе около 50 человек, со слуховыми аппаратами гораздо больше. Реабилитация стоит дорого, нужно ехать в Москву — это примерно 100 тысяч раз в полгода. Подключают импланты тоже только в столице, настраивают там же, и это стоит денег, – поясняет наша героиня. – Стоимость имплантов начинается от 500 тысяч рублей — к счастью, сейчас государство стало компенсировать эти затраты. А вот со слуховыми аппаратами для таких детей, как Наташа, без инвалидности, то есть здоровых для государства — сложнее: льгот нет, а стоит тот же «Роджер» больше 100 тысяч рублей.
Открыть организацию «Капли звука» Елена Кочева, лингвист и юрист по профессии, решила несколько месяцев назад: тогда она поняла, что есть силы помогать другим.
– Хочу наладить регулярные визиты в Калининград настройщиков слуховых аппаратов, чтобы за этим не нужно было ездить в Москву, привозить логопедов.
А еще организовать театральную студию для детей с нарушением слуха, обучать языку жестов, – делится планами Елена. – Надеюсь, скоро запустим курсы «Дети читают собакам»: такая практика есть в других городах — ребята читают вслух животным, это помогает развивать речь и добавляет им уверенности. По счастливой случайности, в Калининград недавно переехал специалист по канистерапии – методу лечения и реабилитации с использованием специально обученных собак.
Официально
- Лариса Никитина, замдиректора Центра реабилитации и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (по слуху):
Наша организация (а это общеобразовательная школа и ресурсный центр) работает с ребятами до 21 года, оказывает бесплатные и платные услуги: мы осуществляем педагогическое, медицинское, психологическое и социальное сопровождение детей с нарушенным слухом. Проводим диагностику, реабилитацию слабо-слышащих и глухих детей, с ними занимаются сурдолог, логопед, дефектолог, сурдопедагог, психолог и другие специалисты. Также мы консультируем родителей и учителей.
- Министерство социальной политики Калининградской области:
- Региональное отделение Всероссийского общества глухих:
Сейчас дочке Елены Наташе 16 лет, она поступила в колледж и мечтает стать биологом
Деньги для «Капель звука» Елена Кочева собирает разными путями – например, продает на больших городских мероприятиях старые книги
фото из архива героев материала
поделиться