или Зарегистрироваться
Общество
1687
0
08 сентября 2017

Вячеслав Игнатов: «Пушкин был популярен так же, как «Битлз»

Обладатель двух «Золотых масок» ставит в Калининграде «Маленькие трагедии»  
Калининградский театр драмы свой 71-й сезон откроет  премьерой – спектаклем «Маленькие трагедии». Постановщики – москвичи, дважды обладатели Национальной премии «Золотая Маска» и по совместительству супруги  Вячеслав  Игнатов и Мария Литвинова.  О парадоксальности Пушкина и о своей жизни в искусстве с Вячеславом Игнатовым побеседовал корреспондент газеты «Страна  Калининград». 

Любовь к метафоре  – с детства

– Вячеслав, вам в Калининграде было предложено на выбор несколько авторов. Почему остановились на Пушкине?
— Пушкин был, по существу,  основоположником трагикомедии, он первым увидел трагическое в смешном и смешное в трагическом. Причем в свое время Александр Сергеевич был бе-
зумно популярен — как «Битлз». Барышни рыдали от восторга при его появлении. Он был кумиром молодежи того времени. При этом Пушкин ‑ вне времени, и все, что он написал, актуально сегодня – будь то реалистический жанр или фантасмагория. Поэтому.

– Я не ошибусь, если скажу, что фантасмагория импонирует вам больше остальных жанров?
– Люблю все, что выходит за рамки привычного и обыденного. Все, что фантастично и иррационально, вызывает у меня интерес. Когда в детстве отец спрашивал, что почитать на ночь, я говорил: «Второй том сказок Афанасьева».  А там – про мертвецов, упырей и вурдалаков. А еще он читал мне «Скотный двор» Оруэлла  и объяснял, что за этими свинками, коровами и лошадьми стоит на самом деле.

– Это сколько ж вам годков было?
– Годков пять. То есть любовь к метафоре –  с самого детства.

– А супруга разделяет ваши пристрастия?
– Разделяет абсолютно, причем выяснилось это очень быстро. Как-то в питерской театральной академии, где учился, я увидел прекрасную девочку. Однажды в студенческой компании сидим, беседуем, и вдруг эта девочка говорит нежным голосом: «Ребята, что мы все о ерунде, давайте поговорим о кино». «Что же ты можешь сказать о кино? – подумал я, — поди, сейчас о мелодрамах разговор пойдет». Оказалось, ничего подобного. Мы с ней до самого утра — о Тарковском,  Феллини, Формане  проговорили. Тогда я в нее влюбился и начал усиленно добиваться, поскольку она любила другого. С тех пор мы вместе.

– Но ведь два постановщика в одной семье – это коктейль Молотова….
– Знаете, мы успешно нашли консенсус. В быту мы вообще не ссоримся. А на площадке я работаю  с артистами, она анализирует, мы это проговариваем и  вместе материализуем совместную концепцию. Так и существуем.
Близость смерти заставляет неистово жить

– У всех в памяти гениальный фильм Михаила Швейцера. Не боитесь сравнений с его «Маленькими трагедиями»?
– Я его сейчас специально не пересматривал, чтобы сохранить свои ощущения и не повторить ходы.  Кстати, в  этом фильме немало театрального. Но мы прочитали этот шедевр совершенно иначе.

– Это будет костюмный спектакль?
– Костюмный. В джинсах персонажи бегать не будут. Кроме того, мы  строго следуем за текстом. За исключением ремарок «Лаура поет» или «Моцарт играет». При этом решили отказаться от нагромождения декораций и бутафории и ограничиться таким выразительным средством, как свет.  Разумеется, будут элементы адаптации к сегодняшнему дню.  Скажем, если у Пушкина в «Пире во время чумы» тела умерших везет телега, которой правит негр, то в нашем случае на сцену въедет грузовик, который вывалит трупы на сцену, разрушая пир.

– Шоковая терапия?
– А шоковая терапия заложена самим Пушкиным! «Маленькие трагедии» он писал в Болдино в ту пору, когда вокруг свирепствовала холера. Это была мертвящая и одновременно вдохновляющая осень. Запертый за восьмью кордонами, когда смерть была совсем рядом, он писал о жизни и смерти. О том, как близость смерти заставляет человека неистово жить. Высший накал веселья на вершине отчаяния, когда терять уже нечего. Пир у Пушкина ассоциируется с жизнью, которая хлещет через край. Когда пробка в потолок, когда брызги шампанского. Персонажи живут сегодняшним днем – для них есть только миг, который у нас символизирует дискотека.

Гуляки и служители

– Насколько труппа улавливает вашу концепцию?
– Конечно, у всех актеров свои наработки.  Известно: чем больше актер, тем больше штампов. Каждый заглядывает в свой мешочек со штампами и достает нужный. Тяжелее всего, когда эти штампы носят бытовой характер. Ведь герои «Маленьких трагедий» существуют в пространстве идей. Бытовых взаимоотношений там нет. Мне не хватает актеров возрастных, но в хорошей физической форме. Желательно, чтобы 60-летний исполнитель мог отжаться на одной руке. Это соответствует моему пониманию образа барона из «Скупого рыцаря», который крепок и силен духом.

– Между тем мы привыкли к трактовке барона как человека немолодого и ветхого.  Какие еще стереотипы будут разбиваться в спектакле и чем вы это обосновываете?
– А ведь у Пушкина нигде не указано, что барон немощен, это не более чем клише. Да и скуп ли он?  На мой взгляд,  это сильный человек, который  растил сына воином, а сын страстно мечтает о суетных забавах. Отец же пытается оградить его от соблазнов, которые несут шальные деньги. Вообще, во всех четырех трагедиях Пушкина – разные полюсы и два типа героев – антиподов. Я называю их гуляки и служители.  Барон и Сальери – служители. Кстати, это Пушкин создал дурную славу Сальери, сделав сюжет на газетной утке, ведь Сальери в действительности был прекрасным человеком и мощным композитором.                        

Театр – временное искусство

– А вы для актеров какой режиссер: показывающий или рассказывающий, крикун или уравновешенный и тактичный?
– Я очень не люблю кричать. И не хочу работать с людьми, на которых нужно кричать, я их должен уважать.

– На ваш взгляд, в спектаклях авангардного плана актер не превращается в марионетку в руках кукловода?
– Актеры испокон веков такими были.

– А как же «Его величество актер»?
– Актер – это не готовая скульптура, это глина, из которой лепит режиссер. И чем лучше глина, тем больше возможностей. Вообще, у меня вызывает недоумение лубочное представление, что в театре должно быть непреложно так, а не иначе. Да почему? Театр хорош именно тем, что это временное искусство. Оно подвержено старению и умиранию больше, чем какое-либо иное. То, что восторгало 30 лет назад, сегодня часто вызывает лишь улыбку. И сценический юмор — продукт скоропортящийся. Как и классика.  Когда по всей стране идут «Три сестры», это путь в никуда. Хоть всем персонажам заячьи ушки поставь – что изменится? Пусть пьеса отлежится и обретет второе дыхание! 

– У вас такие усы великолепные – то ли Дон Кихот, то ли Дали…
– (Смеется.) Не так давно я ходил обритым. А затем решил отрастить все, что растет. Так что теперь я знаю смысл фразы «мотать на ус»!

Справка «СК»
Вячеслав Игнатов родился в 1979 г. Окончил Петербургскую театральную академию. «Золотую маску» вместе с женой Марией Литвиновой получил  за спектакль «Эпос о Лиликане» в московском театре «Тень» в 2010 г. и за оперу «Путешествие в страну джамблей» в Пермском театре оперы и балета в 2016 г. 12 лет назад вместе с супругой создал в Москве свой театр «Трикстер». Ставил спектакли в России, Англии, Германии. Режиссеры воспитывают двоих детей. Их дочери 8 лет, сыну – 4 года.

17-в-номер.jpg
На сцене областного драматического театра Вячеслав Игнатов творит, как всегда, вместе с женой Марией Литвиновой

поделиться
Правила комментирования

Правила комментирования

Редакция портала "Страна Калининград" оставляет за собой право удалять комментарии, нарушающие правила сайта и законодательство РФ, а также ограничивать доступ к комментированию статей любым посетителям сайта. Аккаунты пользователей, систематически допускающих подобные нарушения, будут удаляться без возможности восстановления. Для разрешения спорных вопросов можно обращаться по электронной почте rec@strana39.ru.

В комментариях на сайте "strana39.ru" запрещены:

1. Нецензурная брань (в том числе и завуалированная, с использованием звездочек, точек и других знаков).
2. Высказывания, содержащие разжигание этнической и религиозной вражды, призывы к насилию, призывы к свержению конституционного строя, а также ссылки на подобные материалы.
3. Призывы к осуществлению террористической деятельности или оправдание терроризма, а также ссылки на подобные материалы.
4. Пропаганда порнографии, культа насилия и жестокости, а также ссылки на подобные материалы.
5. Размещение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров.
6. Оскорбления или угрозы в адрес редакции или авторов материалов.
7. Оскорбления или угрозы в адрес других граждан, в том числе – пользователей сайта "Strana39.ru".
8. Размещение информации рекламного характера или спама.

comments powered by Disqus
конкурс 08 сентября 2020

ШКОЛА МОЕГО ДЕТСТВА

4668
опрос 15 октября 2020

Это лето большинство калининградцев провело дома. Как именно вы отдыхали?

54