или Зарегистрироваться
Общество
1072
0
26 июня 2017

У финнов благоустройство города изучают в школах

А планы по застройке новых микрорайонов бизнесу предлагают городские власти
О том, что какой-то участок в городе будет застроен, калининградцы чаще всего узнают постфактум. По строительным заборам и вырубленным деревьям. Но бывает и по-другому, например, у наших соседей по Балтике. Корреспондент «СК» побывал в учебном туре, посвященном участию населения в городском планировании и развитии (он проходил в рамках проекта Совета министров Северных стран) и узнал, кто отвечает за то, чтобы пятиэтажка в Хельсинки и Таллине не превратилась в высотку, выигрывают ли суды у власти финны и эстонцы.

Привлекают всех 
В Финляндии, прежде чем застраивать новый район, его несколько лет планируют. Причем привлекают к этому местных жителей, архитекторов, бизнес — словом, всех заинтересованных лиц. Даже детей и молодежь: в Хельсинки есть знаменитая школа «Аркки», в которой подрастающее поколение учат азам архитектуры, искусства и городского благоустройства. Воспитанники этого учебного заведения, к примеру, участвовали в разработке плана застройки нового микрорайона района Каласатама: малыши детсадовского возраста, подростки представили свои идеи о том, что бы они хотели там видеть. Профессионалы выбрали разумные идеи –причем те, что были общими в разных возрастных группах. И все это включили в градостроительный план.
Это не единственный пример про воспитанников «Аркки»: в 2015 году по их проекту построили школу. Три года дети 10–16 лет под руководством архитекторов и инженеров рисовали здание, делали планировку и дизайн. В школе много света и мозаика на стенах и полу, которую по эскизам ребят изготовили в Италии. 
Но и это еще не все: предмет по городскому планированию и благоустройству входит в обязательный общеобразовательный план в школе. Наши соседи уверены, даже если ребенок свое будущее не свяжет с этой сферой, то все равно иначе будет относиться к месту, в котором живет, его развитию.

Новые стройки обсуждают годами
Район Каласатама – это отличный пример того, как у финнов работает вся система. Хельсинки разрастается, и, чтобы обеспечить всех жильем, потихоньку начинают осваиваться бывшие индустриальные зоны. 
По оценкам специалистов, в Каласатаме, строительство которого уже началось, будет жить 21 000 человек, там же и работа — последнее важно, чтобы не было ежедневных пробок, когда народ едет трудиться в центр.
По правилам застройки требований много: и солнечный свет должен в окна ко всем попадать, и плотность застройки не может быть слишком плотная. Обязательны общественные пространства, скверы. Конечно же, детские сады и школа. 
– Мы начали в 2008 году с общего плана, потом разделили его на 12 частей, и каждую прорабатывала своя команда. Спланировали уличную сеть, чтобы удобно было пешеходам, машинам. Затем только застройку зданиями (в основном это 5–8-этажные дома, но будут и небоскребы в деловом центре). Некоторые крыши будем использовать под зоны отдыха, посадим мох – это отличное покрытие,  задерживает сброс воды, – поделился архитектор района Валттери Хейнонен.
Поскольку проект делали и обсуждали несколько лет, параллельно привлекали внимание жителей к пока не слишком популярному району: сделали временное благоустройство, стали проводить общественные мероприятия, отдали землю под магазинчики и кафе, чтобы еще до застройки это место стало привычной частью города. 

Власти суды проигрывают   
Каждую часть проекта показывали общественности. Вообще, в Хельсинки любой желающий может прийти в Laituri – информационно-выставочное пространство, где собраны актуальные проекты застройки. Можно посмотреть эскизы, макеты, документацию. Выкладывают все и на сайте мэрии. 
– Несмотря на то, что мы обо всем спрашиваем жителей, бывают все же недовольные — иногда они обращаются в суд. Так бывает примерно с 10 % проектов застройки. В итоге город проигрывает в половине случаев, и все, что не устраивает людей, мы исправляем, – комментирует Валттери Хейнонен.
А как же объяснить застройщикам, что нужен парк, а не еще одна высотка? И вот тут главный секрет финнов: владелец почти всей городской земли — государство, а не частные лица или компании. И именно оно планирует, что и где будет, участвует в разработке планов, а затем продает их девелоперам. Менять ничего нельзя, контроль строгий. Говорят, несмотря на такие жесткие требования, довольны все – и власть, и бизнес, и будущие покупатели (стоимость нового жилья в Каласатаме от 4,5 тысячи евро за «квадрат», но зато ипотеку дают под один (!) процент).

У владельца земли другие планы
В Таллине так жить только пытаются. Мешает то, что земля там, как и у нас, часто в собственности не города, а частников. И те делают что хотят: городская активистка Тииле Пехки борется за право сделать общественное пространство около воды в популярном у жителей месте (несколько метров у кромки залива, действительно, общие). Есть одно «но»: у земли есть владелец, и отдых горожан в его планы не входит — он хочет застроить землю домами и поставить забор. Суды длятся уже не один год.
Но есть и позитивные примеры – та же пешеходная зона в центре эстонской столицы. 
К обсуждению того, как сделать его более комфортным для людей, а не машин, городские власти привлекли архитекторов, горожан, развернули дискуссию в СМИ. В итоге решили уменьшить количество машин (их перенаправят на другие улицы), а здесь будет больше зелени и широких тротуаров. 

А что у нас?
В мае этого года инициативные калининградцы предложили свою концепцию реконструкции ул. Фрунзе. По планам власти хотели расширить там автомагистраль до шести полос. Народ же предлагает превратить ее в бульвар для пешеходов. И тут произошло по нашим меркам чудо: чиновники пошли на диалог. За круглым столом собрались архитекторы, строители, проектировщики, общественность и местные жители, появилась группа «Улица Фрунзе» в соцсетях. 
– Можно внести изменения в расчеты транспортной схемы, затем в Генплан и поменять статус улицы — сейчас она магистральная и бульвар не предполагает. Вся эта работа займет где-то год, – считает председатель комитета архитектуры и строительства администрации Артур Крупин. – Конечно, остается еще много вопросов — например, куда распределить поток транспорта, который каждый день идет по Фрунзе? Но все решаемо. 


Как активисты в других городах отвоевывают общественные пространства, читайте в материале «В Хельсинки баню сносили три года подряд, но горожане победили»


18-Тротуары,-велодорожки-и-много-воздуха---такие-правила-соблюдают-при-строительстве-новостроей-наши-соседи-по-Балтике.jpg
Тротуары, велодорожки и много воздуха – такие правила соблюдают при строительстве городских районов в европейских странах

18-Архитектор-Валттери-Хейнонен-Сначала-мы-думаем-о-схеме-удобных-улиц,-потом-планируем-здания.jpg
Архитектор Валттери Хейнонен: «Сначала мы думаем о схеме удобных улиц, потом планируем здания»

18-Новый-район-Каласатама-уже-начали-строить---как-он-будет-выглядеть,-с-жителями-столицы-обсуждали-несколько-лет.jpg
Новый район Каласатама в Хельсинки уже начали строить – как он будет выглядеть, с жителями обсуждали несколько лет

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3