или Зарегистрироваться
Общество
2283
0
14 июня 2017

Зеленоградск: Жить в красивой хижине у моря

В курортном городе спорят о том, стоит ли сносить старые немецкие дома
Газета «Страна Калининград» в течение нескольких лет писала о том, что прибрежные городки области, в частности Зеленоградск, год за годом теряют свои архитектурные особенности. 
Все меньше становится там домов с изящными летними верандами и крышами, украшенными деревянной резьбой. Долгое время ученый-историк Роман Широухов изучал эту «уходящую натуру». А помогал ему в этом фотограф «Страны Калининград» Александр Матвеев. Некоторые образцы курортной архитектуры Восточной Пруссии можно увидеть теперь только на его снимках.

«Черный список»
Многие полагают, что резьба на домах – всего лишь крендельки и завитушки. Но это не так. 
В этих архитектурных элементах, как рассказал Роман, зашифрованы фольклорные коды – там можно увидеть мировое древо, образы животных, птиц. Особая тема – драконы. Это влияние норвежского стиля, который, кстати, прививал на местную почву кайзер Вильгельм II. Проблема заключается в том, что подавляющее большинство украшенных подобного рода резьбой домов не имеет никакого охранного статуса и потому находится в полной власти своих собственников, которым никто не может запретить обнести изящную веранду шлакоблоками. И винить людей в этом сложно, все хотят жить в тепле...
Зеленоградские чиновники, к которым корреспонденты «Страны Калининград» обращались за тем, чтобы они прокомментировали ситуацию, как правило, лишь разводили руками и говорили о том, что будут проводить разъяснительную работу с владельцами домов. Но понимание чиновники среди владельцев недвижимости находили редко. 
А в марте этого года произошел новый, весьма резкий поворот. На сайте местной администрации был вывешен документ, в котором высказывалась идея снести 23 старых немецких дома, многие из которых стоят рядом с площадью Роза ветров на променаде. Это предложение вызвало возмущение в местной культурной среде. На популярной платформе change.org появилась петиция к руководству области с просьбой спасти историческое наследие. В ней говорится, что «каждое из предложенных к сносу зданий уникально, несет в себе характерные черты уютной малоэтажной застройки, которая так привлекает гостей курортного города и стала визитной карточкой Зеленоградска».
В заявлении также обращается внимание на тот факт, что фасады некоторых входящих в «черный список» домов были недавно отремонтированы и что стоят они на привлекательной для застройки территории. На сегодняшний день эту петицию подписали около двух с половиной тысяч человек. 
Стоит отметить, что и без того напряженная ситуация усугубилась включением в список «приговоренных» дома на улице Московской, 45, который является «объектом культурного наследия муниципального значения».
– Как только мы узнали о планах зеленоградской администрации, тут же проинформировали ее о том, какие штрафы ожидают должностных лиц в случае сноса этого здания, – рассказал руководитель службы госохраны памятников Евгений Маслов. 
Что ж касается остальных домов, то, по словам Маслова, теоретически можно официально признать центр Зеленоградска достопримечательным местом и тем самым сохранить его стиль и дух. Но работа эта долгая, а главное – затратная. Ни людских, ни материальных ресурсов у службы охраны памятников для того, чтобы ее провести, нет. 

«Вы еще мой унитаз не видели!»
А что думают обитатели этих ветхих, но весьма живописных домов? Мнения у них разные. Например, Галина Андреева, живущая в том самом доме-памятнике на Московской, 45, спит и видит, как эту местную достопримечательность нако-нец-то расселят. 
– Тут все приходят люди, говорят, что веранда у меня красивая, что резьба на ней особенная, а я отвечаю: «Вы еще мой унитаз не видели!» Вот он, действительно, уникальный. Такого, наверное, и нет уже больше нигде», – рассказывает она, поднимаясь к себе на второй этаж. 
Унитаз, который демонстрирует Андреева, и вправду впечатляет. Старый, ржавый, текущий. Но главный его недостаток заключается в том, что находится он на лестничной площадке и предназначен на две семьи. 
– Ну как жить в таком доме? – задает риторический вопрос Галина Алексеевна. – Тут же все разваливается, все прогнило, стены в черном грибке. Я была очень рада, если бы нас расселили. Согласна жить даже не в центре, только бы в нормальных условиях. 
А вот соседка Галины Андреевой с первого этажа  – Надежда Житковец – домом довольна. 
– Все у нас хорошо, нигде ничего не рушится, не падает, – говорит она. – Ремонт мы сами сделали, отопление провели. Туалет у нас есть и ванна, магазины рядом, море, пляж в двух шагах Чего еще надо? Живи и радуйся! 
Дмитрий Журомский был бы не прочь переехать из старого дома на улице Октябрьской в новое жилье.
– Моя квартира находится на втором этаже, а там, как почти во всех таких домах, общий туалет. Балки над головой сгнили, того и гляди все рухнет. А ремонт я не могу сделать, потому что крыша течет, – объясняет Дмитрий. – Если бы город привел дом в порядок, то можно, в принципе, и здесь остаться. Место хорошее, море рядом, а если капитального ремонта не будет, тогда я за расселение. Хуже в этом случае, чем здесь, не будет. 
Напротив 

Розы ветров
Примерно такого мнения придерживается и живущий напротив Розы ветров Владимир Гуревич.
– Я поселился здесь еще в 1952 году и привык к этому месту, но, если мне предложат хороший вариант, буду думать, – обещает он. – Тут надо все тщательно взвесить. Такие вопросы с кондачка не решаются.
По словам заместителя главы администрации Зеленоградска Георгия Попшоя, сейчас проходят конкурсные процедуры по отбору организации, которая будет проводить исследования старых немецких домов на предмет аварийности.
– Пусть специалисты еще раз выскажут свое мнение, чтобы окончательно поставить точку в этом вопросе, – говорит он. – Но я лично обошел все эти дома, разговаривал с людьми, и почти все они хотят, чтобы им предоставили другие квартиры, потому что сейчас они живут в нечеловеческих условиях. 
В беседе с корреспондентом «Страны Калининград» Попшой также отметил, что две трети земель, на которых стоят 23 «отбракованных» дома, согласно правилам землепользования, не предназначены для жилой застройки, поэтому опасения по поводу того, что на их месте вырастут многоэтажки, на его взгляд, беспочвенны. 
– Там могут быть построены санатории, оздоровительные комплексы и так далее, – пояснил Георгий Попшой, добавив, что конкретных проектов еще нет, поскольку судьба старых домов не решена. Не исключено, что многие из них будут капитально отремонтированы. 

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3