или Зарегистрироваться
Общество
3294
0
28 апреля 2017

Александра Маринина: «Коллеги по МВД не прощали мне писательской популярности и заработков»

В интервью корреспонденту "Страны Калининград" создатель образа Насти Каменской сказала, что уверена: по ту и другую сторону решетки – одни и те же люди 
В Калининградской области специальным гостем Всероссийской акции «Библионочь-2017» стала писательница Александра Маринина (в миру – Марина Алексеева). Популярный автор представил калининградцам новые литературные произведения и уникальные библиотечно-издательские проекты. 
В частности, проект «Были 90-х» – это народные истории о жизни в 90-х годах прошлого века. Авторами будущей книги станут калининградцы, которые поделятся воспоминаниями о сложном времени, пришлют свои истории и фотографии. Также в рамках акции «Библионочь» под чутким руководством Марининой стартовал социально-обра-зовательный проект «Народное сочинение». Все написанные калининградцами сочинения отправлены «на проверку» в Москву, сама же книга будет выпущена тиражом 10 тысяч экземпляров ко Дню учителя, 5 октября, причем каждый автор получит экземпляр. Об особенностях этих проектов и собственного творчества сочинительница рассказала корреспонденту «СК».

Важно расставаться со штампами

– Марина Анатольевна, в чем ключевая идея проекта «Былей 90-х»?
– В том, что девяностые – переломное и знаковое время практически для любого из нас. Истории эпохи перемен, рассказанные обычными людьми – врачами, пенсионерами, продавцами, – это уникально. Это может быть своя история или соседа, коллеги, родственника либо зарисовка из жизни девяностых. Нам уже прислали из разных городов России более 100 рассказов, но из Калининграда, увы, пока ни одного. А ведь здесь особенная история, особенная культура, особенный менталитет. (Подробнее о проекте – nk.ast.ru/my90s. – Прим. авт.)

– А что нового привнесет написание сочинения в менталитет тех, кто давно распрощался с детством?
– Очень важно расставаться со штампами, которые были вбиты в нас в детстве. Знаете, последние пять – семь лет я перечитываю то, что нам полагалось по школьной программе. Но уже другими глазами. Вот, скажем, «Господа Головлевы». Нам говорили, что это обличение загнивающего строя. Помню, что в голове у меня тогда осела лишь фраза про «пухленькую тальицу», а еще чувство ужасной гадливости. Хотелось руки помыть. А потом, поговорив с папой, я поняла, что это книга о загубленных жизнях. 
А еще в школьной программе был роман Горького «Мать». И я была, наверное, единственной девочкой в школе, кто влюбился в этот роман. Я плакала, мне больно было за Ниловну. Я вдруг поняла, что неправильно нам говорят, на самом деле не про революцию этот роман, а про то, что мать, не понимая никаких революционных идей, делает все, чтобы защитить сына.

Зыбкая грань между нормой и аномалией

– Домашняя читающая девочка, плачущая над судьбами литературных героев, – явный гуманитарий. И вдруг – МВД. Отчего так?
– Это вовсе не спонтанная история. Юристом был отец, он и привил мне любовь к профессии. Да и вообще-то, я думаю, что юриспруденция – вполне гуманитарная наука. 

– Вы занимались изучением личности преступников с аномалией психики. Помогло ли это в дальнейшем в конструировании характеров негативных персонажей – маньяков, киллеров и т. д.?
– Разумеется, помогло. Тем более что я очень глубоко изучала судебную психиатрию. У меня это получалось хорошо, меня считали одним из лучших аналитиков в МВД. Я проверяла свои знания на конкретных осужденных, убедившись, что и по ту сторону решетки, и по эту – одни и те же люди. А между нормой и аномалией очень зыбкая грань.

– Почему же писательство предпочли удачной служебной карьере?
– Я еще работала в органах внутренних дел, а уже были изданы 18 моих книг. И я поняла, что доходы, получаемые от издательства книг, несопоставимы с моей заработной платой. А еще поняла, что коллеги по МВД не прощают ни моих доходов, ни моей популярности. Мое писательство их очень сильно раздражало, особенно когда ко мне приходили журналисты брать интервью.

Дамы лучше заточены на бумажную работу

– Приверженность детективному жанру объясняется исключительно вашей профессиональной практикой?
– Не только. Когда мне было лет восемь, одна из подружек взахлеб рассказывала, что прочитала историю о страшной светящейся собаке, которая бегает по болотам и наводит на всех ужас. 
Я рассказываю эту историю папе, а он мне говорит: «Видишь, книжка на полке стоит? Доставай и читай». Разумеется, первым делом схватилась за чтение «Собаки Баскервилей». Так в моей жизни наступила эпоха Конан Дойла. Эпоха, чреватая последствиями. (Смеется.)

– Известный факт, что поводом к «Преступлению и наказанию» стала газетная заметка. А каковы были ваши «информационные поводы»?
– По-всякому случалось. «Иллюзия греха» была придумана после информации в «Московском комсомольце» о том, что женщина выбросила из окна двоих детей и сама последовала за ними. Третий ребенок – девочка, она сумела вырваться и спряталась у соседей. Или роман «Имя потерпевшего – Никто». 
Я смотрела фильм Люка Бессона «Леон» и наблюдала за тем, как складываются отношения киллера и маленькой девочки. И тут мне неожиданно приходит в голову, что интересна была бы и обратная ситуация – жестокая, хитрая старуха и молодой наркоман. 

– А насколько автобиографичен образ Насти Каменской?
– Настя – это я.

– Включая нелюбовь к каблукам, косметике и прочим женским штучкам?
– О, это – прежде всего!

– Но ведь Елена Яковлева в роли Каменской как раз очень женственна и кокетлива.
– Когда затевали этот проект, продюсер Валерий Тодоровский и режиссер Юрий Мороз проводили долгий кастинг. На роль Каменской пробовали восемь актрис. Среди них – Ольга Дроздова, Светлана Рябова, Марина Левтова, кстати, жена Юры Мороза. Мне она нравилась больше всех претенденток. К тому же, в отличие от прочих кандидаток на роль, прочитавших по кусочку сценария, Марина вместе с мужем прочитала все мои книги и знала про Каменскую все. Тем не менее Валерий Тодоровский настоял на кандидатуре Елены Яковлевой, сыгравшей несколько звездных ролей в фильмах его отца.

– Чем, по-вашему, можно объяснить обилие дам-авторов в современной русской литературе, особенно детективной?
– Дамы лучше заточены на бумажную работу. В них больше кропотливости, усидчивости, внимания. Софья Андреевна двенадцать раз переписывала «Войну и мир», и если бы не ее усилия, шедевра бы не было. И вообще, женщины – перфекционистки. Даже если дама в депрессии и хочет уйти из жизни, все равно думает о том, как она будет выглядеть в гробу – бледная и интересная…

Справка «СК»
Марина Анатольевна Алексеева родилась в 1957 г. во Львове. До 1971 г. жила в Ленинграде, с 1971 г. – в Москве. Училась в английских спецшколах и музыкальной школе. В 1979 г. окончила юридический факультет МГУ им. Ломоносова и получила распределение в Академию МВД СССР. Защитила кандидатскую диссертацию, имеет более 30 научных трудов. В 1998 г. ушла в отставку в звании подполковника. Первая книга под псевдонимом «Александра Маринина» издана в 1995 г. В том же году ей присудили премию МВД России за лучшее произведение о работе милиции. В 2005 г. Маринина стала лауреатом Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской академии бизнеса и предпринимательства как «женщина, чье литературное творчество стало ярким событием российской культуры». Книги Марининой изданы более чем на 20 языках мира. Экранизировать их начали в 1999 г. 


Маринина-в-номер.jpg
Александра Маринина в последние годы с удовольствием перечитывает школьную классику

поделиться
опрос 24 января 2024

Сколько детей должно быть в идеальной семье?

27