или Зарегистрироваться
Общество
8438
0
21 мая 2015

«Разворотное кольцо у площади Василевского – роковая ошибка»

Специалист в области дорожного строительства Геннадий Савкин считает, 
что новая транспортная развязка намертво закупорит центр Калининграда
В Калининграде рядом с Музеем янтаря фактически началось строительство разворотного кольца. 

Проект-ловушка
В городской администрации надеются, что кольцо поможет избавиться от пробок, которые регулярно образуются на пересечении улиц Невского, Черняховского, 9 Апреля и Литовского вала. 
Однако специалист-дорожник с более чем 40-летним опытом работы, доцент кафедры промышленного и гражданского строительства КГТУ Геннадий Савкин уверен, что реализация дорогостоящего проекта (строительство обойдется в 381 миллион рублей) приведет к транспортному коллапсу. 
– Я проезжаю площадь Василевского два раза в день в течение шести лет, – рассказывает Геннадий Савкин. – В 2009 году я начал проводить замеры интенсивности пересечения транспортом этого участка. Тогда она составляла около 15 автомобилей в минуту, 900 – в час и 12 тысяч – в сутки. При таком раскладе кольцевое пересечение действительно было бы уместно. Но сейчас сложилась принципиально иная ситуация – интенсивность движения в связи с пуском Приморского кольца и открытием второй эстакады увеличилась в разы. Сделанные мной в 2014 году замеры показали, что через перекресток со светофорами у площади Василевского в минуту проходит около ста машин, в час – 6 000, в день – 80 000. 
Взяв из интернета размеры разворотного кольца, которое предполагается построить, я сделал расчеты, и у меня получилось, что на нем поместятся как раз около сотни легковых автомобилей. При этом еще около 30 машин будут ждать на светофоре. Что это все означает? То, что кольцо не только не разрешит проблему пробок, но и серьезно ее усугубит. Фактически оно превратится в ловушку, из которой будет очень сложно выбраться. 


кольцо-схема.jpg
По мнению Геннадия Савкина, заторы из автомобилей на будущей развязке возможны по нескольким причинам: 1) несопряжение потоков: на вход на кольцо «работают» 11 полос, на выход из кольца – восемь, 2) затор будут создавать и 4 нерегилируемых пешеходных перехода, 3) малый диаметр круговой проезжей части не обеспечит достаточной вместимости 




На те же грабли
По мнению Геннадия Савкина, в Калининграде уже есть пример работы разворотного кольца в условиях завышенной интенсивности – речь о развязке на пересечении улиц Горького – Гайдара. После того как было открыто движение по новому мосту со стороны Советского проспекта, кольцо перестало справляться с потоком и на нем в часы пик стали образовываться жуткие пробки. 
Савкин обращает внимание на то, что главное различие кольцевого движения и простого – это места, где именно образуются заторы при росте интенсивности движения. При простом пересечении они образуются перед впускающими светофорами, то есть на подъездных дорогах, а при кольцевом – на самой развязке. Потому стоят в пробке все участники движения.
– Смысл разворотного кольца в том, чтобы машины двигались свободно, без светофоров, – напоминает Савкин. – Но пешеходам надо переходить дорогу. Делать они это будут по нерегулируемым переходам всех направлений. В итоге даже один человек может заблокировать кольцо. Если установить светофоры, кардинально это ситуацию не улучшит. Сейчас водителю, чтобы, например, попасть с Черняховского на Невского, достаточно просто повернуть налево, а при круговом движении ему придется проехать три четверти кольца, которое будет практически все время забито…
По словам Савкина, для того, чтобы транспортная развязка была эффективной, она должна быть как минимум в шесть раз больше. То есть иметь в диаметре около 600 метров, что невозможно в принципе. 
Теоретически разгрузить транспортные потоки в этом месте могла бы двухуровневая развязка. Однако это требует тщательной проработки как технических аспектов сооружения, так и архитектурно-градо-строительной совместимости с Музеем янтаря и площадью Василевского. Не исключено, что ради развязки их пришлось бы снести, что неприемлемо. 

Что делать?
Специалист-дорожник полагает, что проблема пробок в районе площади Василевского, равно как и в других местах Калининграда, не имеет простого решения. Для того чтобы уменьшить давление на центральные улицы, нужно развивать дорожную сеть, уводить транспортные потоки на периферию.
Что касается обсуждаемого участка, то там, по мнению Савкина, можно сделать дополнительную выходную полосу на улице Невского, переместить остановку общественного транспорта у Музея янтаря вглубь улицы Черняховского и разрешить на этом перекрестке проезд по трамвайным путям. 
– Эти меры, конечно, не исключат возможность образования пробок на подходных улицах, но некоторое напряжение снимут, – заключает Савкин. 

Ответственность экспертов
Геннадий Васильевич многократно излагал свои соображения в разных чиновничьих кабинетах и СМИ. Обитатели этих кабинетов слушали, кивали, но продолжали гнуть свою линию. 
– В конце концов я решил обратиться непосредственно к главе города, – продолжает Геннадий Васильевич. – Я отправил Александру Ярошуку по электронной почте письмо с аргументацией против кольца. Ответ мне пришел от зама главы – Артура Крупина, который сообщил, что проект прошел экспертизу. Все это, конечно, здорово, но люди, которые проводят экспертизу, ни за что не отвечают. Об этом, в частности, прямо говорит генеральный директор общероссийской общественной организации «Союз строительных экспертов России» Виктор Шульц в интервью «Строительной газете» (№ 44 от 04.11.2011). Вот его слова: «Ни в одном документе не прописана ответственность органов экспертизы за объективность и правильность выдаваемых ими заключений». 

Освоить деньги
Впрочем, у горадминистрации есть еще один аргумент в пользу строительства кольца у площади Василевского. Недавно Александр Ярошук заявил, что не хочет отказываться от 500 млн рублей, которые федеральный центр выделяет на строительство инфраструктурных объектов. Пока деньги дают, их нужно брать и реализовывать. 
Позиция понятна. Но является ли она разумной? Как бы не пришлось потом просить у Москвы денег на ликвидацию того, что было построено на предыдущий транш.
– В конце концов, если нужно быстро освоить средства, можно проложить дорогу на улице Фрунзе – там, где раньше лежали трамвайные рельсы, – предлагает Савкин. – Сделать это несложно. Надо только добавить щебня и положить асфальт. 
Между тем подготовка к строительству кольца уже началась. Сейчас массово вырубаются мешающие развязке зеленые насаждения. И это отдельная, печальная история. 
Всего планируется уничтожить около ста деревьев. Будет безумно жаль, если они пропадут зря…



поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2