Как уже сообщалось в СМИ, с 7 апреля Россия ввела запрет на ввоз литовской и польской готовой мясной продукции, произведенной из свинины. По некоторым данным, это связано с тем, что продукция этих стран не соответствует требованиям Россельхознадзора. Свое мнение по поводу сложившейся ситуации высказывает генеральный директор торговой сети «Вестер» Артур Влодарчик.
«В наших магазинах кризис не случится»
– Артур, скажите, насколько эти санкции отразились на работе «Вестера»? Как сильно это скажется на ассортименте в сети?
– Я могу сказать точно, что в наших магазинах кризис из-за этого не случится. Безусловно, начиная с 2008 года между Россией и Польшей торговые отношения заметно активизировались, и на полках калининградских магазинов на протяжении всего этого времени был очень хороший ассортимент польских и литовских продуктов питания, причем очень достойного качества. Если же говорить только о готовой мясной продукции, то компания «Вестер» до недавнего времени работала напрямую с двумя польскими производителями. В большинстве наших магазинов на полках встречались колбасные изделия, производимые Animex, которому принадлежат марки Morliny и Krakus. Нашим партнером был также Sokolow, крупнейший польский производитель мясных и колбасных изделий – от бекона и колбас до паштетов и консервированной ветчины.
– Перед каким выбором окажется покупатель в сложившихся условиях?
– Мы выстраиваем свою работу так, чтобы свести дискомфорт, который могут испытывать покупатели, к минимуму. Тем более что доля этих польских продуктов в процентном соотношении от всего ассортимента, который предлагает «Вестер» своим покупателям, составляет не более 3–4%. Поверьте, это совсем немного. Эти продукты завозились в принципе только для создания разно-образия наших магазинов, а не в качестве единственного товара, который мы реализовывали.
Альтернатива — местные поставщики
– Теперь освободившееся место займет продукция калининградских производителей?
– Наши местные поставщики очень активно отреагировали на изменения, происходящие на мировом рынке. Я имею в виду, как резкие скачки доллара и евро, так и ситуацию с эмбарго на мясную продукцию из Польши и Литвы. Они с легкостью предоставляют альтернативу и нам – крупным сетям, и покупателю, заменяя товар со слабой оборачиваемостью на тот, что пользуется более высоким спросом. И это продукты именно среднего и низкого ценового сегмента. В условиях кризиса цена товара приобретает двойную значимость, тут никто Америку не открывает.
– То есть можно сказать, что компания «Вестер» в принципе с легкостью обойдется без польских продуктов?
– Не совсем. Мы, как ритейлер, работающий на рынке уже ни один десяток лет, конечно, находим выходы из многих некомфортных ситуаций. Экономические кризисы и последствия, к которым они приводят, для нас тоже не диковинка. Обиднее всего, что при любых подобных ситуациях в первую очередь страдают покупатели. Поэтому при разрешении ситуации с запретом на поставку польской мясной продукции, если покупатель будет нуждаться в данных продуктах, мы будем ее предоставлять, ведь прежде всего мы работаем для покупателя.
– Но, что ни говори, сейчас мясо подорожало и продолжает дорожать. Какова ситуация с магазинами «Вестер»?
– «Вестер» организовывает хорошие акции по продуктам, которые особо нужны покупателю. Сейчас люди меньше стали ездить в Польшу и предпочитают покупать продукты у нас.
Покупатель требует качество
– Насколько большую угрозу представляют контрабандисты, которые ведут нелегальную продажу польской продукции прямо из багажника своего автомо-биля?
– Их деятельность – это угроза для покупателей, которые не боятся приобретать вот так с рук товар, ведь не известно, сколько по времени он доставлялся и в каких условиях хранился, прежде чем попал на стол. Я никогда бы не стал рисковать своей жизнью и здоровьем, а тем более не стал бы ставить под угрозу жизнь своей семьи, выгадывая десяток или другой рублей на такой колбасе или сосисках. Тем более что спросить ущерб с контрабандиста в принципе нереально. Вам даже чека не дают!
– Есть ли динамика в поведении покупателя за последние год или два? Вы сами заметили изменения?
– Конечно, заметил. Покупатель знает продукцию и обращает внимание на цены. И если качество продукта, который он покупал на протяжении какого-то времени, падает, то он перестает покупать этот товар. Не говорю уже о том, если еще и цена вырастает, тут производитель 100% теряет своего покупателя. Сейчас очень непростое время для мировой экономики, один неверный шаг – и компания уходит с рынка. Поэтому сейчас важнее всего стабильность качества продукта, который ты поставляешь на рынок. И компания «Вестер» старается сотрудничать только с теми поставщиками, которые хорошо понимают это правило.
– Внутри самой компании произошли какие-либо перемены, которые вы уже сейчас можете отметить как положительные?
– В каждом сегменте компании изменился алгоритм работы. Я добился того, что все подразделения «Вестер» поняли, что покупатель – это самое главное. Работа компании стала командной, более слаженной и более оперативной, ведь умение быстро принять верное решение, особенно в непростых экономических условиях – это очень важно.