Мы продолжаем обсуждать начатую в «СК» № 46 от 13 ноября 2013 года тему грядущей реконструкции Калининградского зоопарка. На сей раз остановимся на двух объектах, имеющих для него особое значение – львятник и медвежатник. Это вольеры-ветераны. Львятник был построен в 1903 году, а медвежатник – в 1936-м.
«Режимный» объект
Многие из сохранившихся после войны (полностью или частично) сооружений в зоопарке не раз меняли свое назначение. Львятник – не из их числа. За 110 лет с ним, по сути, не приключилось ни одной метаморфозы. При кайзере он был львятником, и при Веймарской республике – львятником, и при Гитлере – львятником, а при Советах – опять львятником. Даже при победившей демократии успел немного львятником побыть. Словом, оставался собой при всех режимах.
Правда, последние несколько лет этот вольер из-за ряда причин по прямому назначению, то есть для содержания крупных кошек не используется.
Однако директор зоопарка Светлана Соколова не намерена списывать его со счетов. Львятник, по ее мнению, вполне еще может быть полезен. Правда, для этого он должен превратиться в птичник.
Вотчина попугаев
Обнародованная недавно концепция зоопарка предполагает восстановление этого павильона таким, каким он был 110 лет назад – с башенками на крыше и прочими украшениями. Но для этого существующий вольер придется демонтировать практически полностью – специалисты сделали заключение, что он находится в аварийном состоянии.
Но ветхость – не единственная проблема львятника. Соколова полагает, что он слишком мал для того, чтобы содержать там крупных кошек. Поэтому после восстановления она намерена разместить там не тигров со львами, а канареек с попугаями.
Таким образом, убивается сразу несколько зайцев. Во-первых, в зоопарке появляется новый интересный объект, во-вторых, птицам будет где развернуться, а в-третьих, Калининградский зоопарк возвысится в глазах европейских партнеров, которые увидят, что он, как модно сейчас говорить, в тренде. То есть развивается в русле мировых тенденций, предполагающих содержание животных не в тесных клетках, а в просторных открытых вольерах.
Щадящая реконструкция
Члены «Фонда защиты Калининградского зоопарка» выступили резко против перепрофилирования. Они обращают внимание на то, что сооружение изначально строилось для крупных кошек. Оно деревянное, стоит на высоком фундаменте, поэтому хорошо проветривается и не требует отопления. Львов-тигров отсутствие батарей беспокоило слабо, а птицы без них просто перемерзнут. Следовательно, к павильону нужно тащить теплоцентраль. А это дорого. И потом, жара и влажность, они ведь только для тропических птиц хороши, а для дерева, из которого построено здание, не очень.
Но главный аргумент противников переделки львятника в птичник состоит в том, что птицы не так интересны для посетителей, как крупные кошки.
Исходя из всего вышесказанного, «фондовцы» (в частности, начальник отдела «Хищные и ластоногие» Николай Егоров) предлагают провести щадящую (в смысле – осторожную и недорогую) реконструкцию львятника и разместить в нем (а также в построенных рядом с ним открытых вольерах) не очень крупных кошек вроде снежных барсов.
Директора доводы Егорова и Ко не убеждают.
– Во-первых, птицы для посетителей не менее интересны, чем крупные кошки, – говорит Светлана Соколова. – Во-вторых, у меня на руках акт технического обследования, из которого следует, что львятник в плохом состоянии. А в-третьих, мою позицию разделяют эксперты из Европы. Не вижу оснований для ее пересмотра.
Склонны к побегу
Медвежатник, как и львятник, не менял своего назначения с момента постройки. Однако Соколова считает, что сделать это ему все же придется.
– Содержание медведей в этом вольере не соответствует современным нормам, принятым в европейских зоопарках, – поясняет Соколова. – Это очевидно для всех, кто в них бывал.
Обветшавший за последние годы вольер, по мнению директора, нужно реконструировать и заселить его японскими макаками.
– Они будут смотреться там очень органично, – уверена она. – Посетителям понравится.
И есть те, кто решительно против.
– Макаки, в отличие от медведей, великолепно прыгают и еще лучше лазают, поэтому им не составит особого труда выбраться из такого вольера на волю, – считает Николай Егоров. – Чтобы этого не произошло, медвежатник придется радикально перестроить. А делать этого ни в коем случае нельзя. Объект-то исторический.
Выход из ситуации Егоров видит в том, чтобы поселить в медвежатнике один вид медведей (например, бурых) и расширить вольер за счет прилегающих территорий – благо свободное место есть.
...В общем, дискуссия о будущем облике нашего зоопарка продолжается. Подключайтесь. Сотрудникам зоопарка и нам интересно ваше мнение.