На прошлой неделе после долгого перерыва на площади Победы, 1, собрался градостроительный совет. Почти годичная пауза, по словам председателя комитета архитектуры и строительства Артура Крупина, связан с тем, что в областном центре не было главного архитектора. А без него проводить градосовет несерьезно. Теперь главный архитектор – Вячеслав Генне – есть, поэтому можно заседать.
Сараи у воды
Большую часть отведенного времени дюжина ведущих калининградских архитектор посвятила обсуждению будущего берегов Преголи. Вернее, концепции развития этих территорий, которую разработчики из мастерской «Четыре плюс» романтично окрестили «Живые берега».
– Сейчас сложилась парадоксальная ситуация: город в силу тех градостроительных позиций, которые превалировали в 1970–1980-е годы, от реки отвернулся, – высказал мысль один из авторов концепции Сергей Гулевский. – Вдоль Преголи построены девятиэтажные панельные здания, никаких пешеходных бульваров вдоль набережной нет, она застроена какими-то хозяйственными сараями, стоянками для продажи подержанных автомобилей.
Между тем в европейской традиции берега реки – парадный фасад города. Там обычно строятся самые красивые здания.
Вытащить сущность
По словам коллеги Гулевского, архитектора Олега Васютина, туристы, въезжая в город по воде, должны увидеть ключевые территории и объекты.
Сейчас в центре на одной стороне Преголи стоит Музей Мирового океана (после реконструкции он, как говорят, будет выглядеть еще лучше). А вот с противоположным берегом – беда.
– Необходимо вытащить историческую сущность из этой территории, – считает Васютин.
Сделать это можно, построив, например, напротив Музея Мирового океана шеренгу домов в ганзейском стиле – так называемых шпайхеров. По мнению архитектора, на первых этажах прибрежных зданий должны разместиться кафе, рестораны, сувенирные лавки и прочие привлекательные для туристов заведения. А верхние вполне могут занять офисы или даже квартиры.
Возвращение «ракеты»
Предполагается, что прибрежные территории будут развиваться в русле проекта «Сердце города», суть которого не в полном восстановлении того, что было при немцах, а в, так сказать, точечном. То есть некоторые объекты можно воссоздать один к одному, другие один к двум (фасады сделать старые, а начинку – новую), некоторые – один к трем. Это когда строятся современные здания, но при этом сохраняются исторические размеры.
В ходе градосовета прозвучало смелое предложение – восстановить фрагмент крепости Фридрихсбург и дамбу, по которой любил гулять Кант. Эти объекты определенно пользовались бы успехом у туристов.
В свою очередь Вячеслав Генне выдвинул идею (уже по окончании градосовета в беседе с журналистами. – Прим. авт.) реанимировать городской речной трамвай:
– В 1980-е годы я не жил в Калининграде, но мне рассказывали, что такой вид транспорта здесь существовал и имел большой успех. Особенно среди детей. Для каждого ребенка было событие – путешествие на «ракете» к островам.
Предложения в целом были одобрены членами градостроительного совета.
– Пока о реализации концепций речи не идет, сегодня мы представили ее общественности, коллегам, использовали, так сказать, градостроительный совет по прямому назначению – для обсуждения разного рода архитектурных идей, – подытожил Генне.