Недавно директор Калининградского зоопарка Светлана Соколова представила на комиссии горсовета проект реконструкции, сделанный на основе мастер-плана польского архитектора Марека Наконечны. Изменить в зоопарке предлагается многое. Рассказать обо всех новшествах в рамках одной публикации невозможно. Поэтому остановимся на некоторых. Начать логично с «вешалки».
Кассы преткновения
Вход в Калининградский зоопарк – это больше чем просто вход. Это памятник архитектуры. Построенный в 1935 году по проекту Зигфрида Зассника комплекс претерпел за свою долгую жизнь множество изменений (например, скульптуры животных на крыше зданий появились только в советское время), но исторической ценности при этом не утратил.
Все эти годы он является витриной зоопарка, его лицом. И потому требует особенного к себе отношения. Светлана Соколова рада бы оставить все как есть, однако, по ее мнению, нынешний вход не отвечает требованиям времени: «Основная проблема – в билетных кассах. Сейчас они просто не справляются с наплывом посетителей».
Соколова полагает, что исправить ситуацию можно двумя способами. Первый – перенести кассы внутрь территории. Например, туда, где сейчас расположен круглый, немецкий еще вольер. Там можно построить крытый павильон с зоной ожидания для посетителей и сувенирным магазином, который принесет зоопарку солидный доход.
Центральный выход
Второй способ – более радикальный. Он предполагает перенос центрального входа вправо, за «Солянку», – ближе к бывшему магазину «Филателия». – Это не я придумала, – признается Соколова. – Такой выход из ситуации предложил директор зоопарка Hagenbeck в Гамбурге Штефан Херинг-Хагенбек. Поначалу идея меня шокировала, но потом я подумала: а почему бы нет? Ведь там есть место для подземной парковки на сто мест. Можно построить целый комплекс. Под землей – место для машин, а сверху – террариум, кафе с видом на ручей, детская школа, возможно, административный комплекс. Если сделать в это здание отдельный вход, его можно будет эксплуатировать отдельно от зоопарка, который закрывается достаточно рано.
Заманчиво, но как быть с существующим входом в зоопарк? Соколова полагает, что в случае реализации «плана Б» построенный Зассником комплекс сможет стать... центральным выходом.
Носухи в круге
Надо сказать, что оба варианта преобразования входа вызвали резкую критику со стороны «Фонда защиты Калининградского зоопарка», который поддерживают многие бывшие и действующие сотрудники этого учреждения.
– Мне странно слышать о том, что кассы не справляются с наплывом поситителей, – признается зоопарковский оппозиционер – руководитель отдела «Хищные и ластоногие» Николай Егоров. – В советское время, когда посетителей было в разы больше, они справлялись, а теперь вдруг перестали.
– Дело в том, что с советских времен изменились представления о комфорте, – парирует Соколова. –Сегодняшние кассы неудобны как для посетителей, так и для билетеров. Первые вынуждены стоять под дождем без навесов, а вторые – мерзнуть зимой в неутепленных «будках».
Егоров, однако, считает, что все это не является достаточным основанием для ликвидации исторического, построенного еще до войны, вольера.
– Круг обязательно нужно сохранить, – уверен он. – Есть идея поселить там забавных южноамериканских животных – носух. При этом вольер можно расширить, соединив его (над или под землей) со стоящими рядом деревьями. Таким образом мы и исторический ладшаф сохраним, и жизненное пространство для животных расширим, и никак не используемую сейчас территорию задействуем.
Впрочем, Соколова не настаивает на сносе круглого вольера: «Было бы разумно провести архитектурный конкурс. Возможно, кто-то сможет найти другое место для касс. Ради бога!».
«Не пожалею денег»
Во втором варианте преобразований Егорову импонирует идея совмещения центрального входа и административного комплекса, однако он решительно против сноса заброшенного ныне Детского городка, на месте которого этот комплекс планируется возвести.
– Зачем уничтожать то, что можно использовать? – недоумевает он. – В Детском городке можно создать контактную зону, где посетители будут общаться с животными, он очень подходит для организации игр, конкурсов и так далее. Снести городок легко, куда сложнее построить на его месте что-нибудь стоящее. Неужели опыт нового, но совершенно бестолкового обезьянника, на который были потрачены сумасшедшие деньги, нас ничему не научил?
Соколова же не считает, что Детский городок представляет ценность.
– Он был построен в начале 1980-х и использовался до начала 1990-х, – напомнила она. – Сейчас он выглядит, мягко говоря, непрезентабельно. В следующем году я не пожалею денег и закажу специальную экспертизу по этому объекту. Если он будет признан аварийным, то всякие дискуссии относительно его судьбы прекратятся. Мы немедленно его демонтируем.
Учесть мнения
Ну а пока дискуссии продолжаются. По словам председателя комиссии горсовета по местному самоуправлению, социальной политике и общественной безопасности Андрея Шумилина, надо учесть мнение как администрации зоопарка, так и общественности. Реконструкция зоопарка уже вошла в гос-программу, но сколько денег будет выделено, неизвестно. Этот вопрос должно решить правительство области. Светлана Соколова полагает, что полная реконструкция обойдется в 2,5 млрд рублей.
В ближайших выпусках «СК» расскажет о будущем других знаковых объектов зоопарка. Просим и наших читателей высказывать свое мнение и идеи о том, каким быть нашему зоопарку.