Несколько номеров назад мы рассказали о том, что власти Калининграда пытаются решить проблему «бутылочного горлышка» на перекрестке Московского проспекта и Литовского вала, где в часы пик закупоривается все движение. Мэрия предложила расширить дорогу на участке Литовского вала за счет сноса дома еще немецкой постройки у дороги.
Разгневанные горожане указали властям на то, что здание является частью архитектурного комплекса – двухэтажные домики по обе стороны Моспроспекта и Закхаймские ворота посередине. Пока власти взяли тайм-аут и ищут новый способ расширения дороги, в редакцию обратился Геннадий Савкин, кандидат технических наук и преподаватель кафедры промышленного и гражданского строительства КГТУ:
– Еще три года назад, в конце декабря 2010 года, я отправил документы Павлу Саркисову (в то время он возглавлял комитет архитектуры и строительства. – Прим. авт.) о том, что есть техническая возможность расширения проезжей части Московского проспекта через ворота «Закхаймские». Саркисов заинтересовался. Но его тогда отправили на пенсию, и на этом все закончилось.
Но проблема-то осталась. По словам Геннадия Васильевича, чтобы ее решить, калининградцам не нужно ничего придумывать и тем более рушить.
– В Европе эту ситуацию довольно успешно решают, – говорит Геннадий Савкин. – Прямо сквозь первый этаж здания делается проход для пешеходов. Дорога же примыкает непосредственно к зданию. В нашей ситуации тротуар можно сделать внутри Закхаймских ворот, вернув им их же функции. Естественно, обязательно нужно облагородить здание внутри, например, создав там галерею, а имеющийся тротуар отдать под еще одну полосу дороги. Точно так же можно поступить и с немецким домом на перекрестке Московского проспекта и Литовского вала. Таким образом, мы не разрушим здание, сохраним архитектурный комплекс, историческую застройку и в то же время решим насущную проблему.
По словам Савкина, Литовский вал можно расширить и дальше – от Московского проспекта до площади Василевского.
– Это можно сделать за счет самого вала, который чуть подрезается. Чтобы конструкция оставалась прочной, к стенкам вала ставятся подпорные стенки. Тротуар нужно сделать либо на противоположной от вала стороне, либо даже поверху самого вала.