Торжественная церемония символической выемки «первого ковша» на месте стройплощадки произошла 18 октября. Через три года вблизи Калининграда здесь должны заработать первые 10 из 21 завода, где будут производить компоненты для автомобилестроения. Помимо производств на площади в 1200 га появится и жилой микрорайон для 50 тыс. человек. Кроме малоэтажных домов для сотрудников здесь же появятся университетский кампус и социальная инфраструктура.
Общая стоимость проекта оценивается в 120 млрд рублей. Строительство будет проводить «Автотор». Уже сегодня с этой группой компаний сотрудничают около 300 местных предприятий малого и среднего бизнеса.
Присутствующий на мероприятии губернатор Николай Цуканов напомнил, что строительство автомобильного кластера является одним из самых масштабных проектов госпрограммы социально-экономи-ческого развития региона до 2020 г. И мероприятия по строительству инфраструктурных объектов кластера вошли в Федеральную целевую программу развития региона.
– Уже в этом году на строительство инфраструктуры автокластера в областном бюджете предусмотрено 180 млн рублей. Но это только начало. Мы рассчитываем, что для финансирования этого масштабного проекта удастся использовать такой инструмент, как TIF (см. справку), когда уже произведенные и показавшие отдачу затраты инвестора впоследствии компенсируются за счет налогов. Сейчас этот вопрос прорабатывается в федеральном правительстве. Он будет пилотным в Калининградской области. Региональные власти поддерживают такую схему финансирования.
По словам губернатора, проект автокластера обеспечит создание не менее 20 тысяч рабочих мест.
– Это принципиально важно для регионального рынка труда в преддверии 2016 года, когда прекратится действие таможенных преференций ОЭЗ Калининградской области, – сказал он. – Сейчас в регионе на автомобильном производстве и смежных с ним предприятиях работает более 5 000 человек.
Что такое TIF?
Механизм Tax Increment Financing (TIF) предполагает возмещение затрат на создание инфраструктуры из бюджетных средств за счет налогов, получаемых в результате реализации инвестиционного проекта после ввода объектов инфраструктуры в эксплуатацию.
Министерство экономического развития РФ только в августе этого года одобрило предложение правительства РФ о возмещении затрат частных инвесторов на инфраструктурные проекты.