В рамках VII Балтийского образовательного форума в БФУ им. И. Канта прошла конференция «Моделирование и управление устойчивыми транспортными системами городов». Один из докладчиков – научный руководитель института автомобильного транспорта Вадим Донченко.
– После того как Россия получила право на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году, Минтранс поручил нашему институту составить концепцию его транспортного обеспечения, – рассказал он.
Сделать это, по словам Донченко, было непросто, поскольку пока неизвестно, сборные каких стран приедут в российские города. Дело в том, что у каждой команды разное количество болельщиков. Например, у Бразилии, Аргентины, Голландии, Германии, Англии, Италии, Испании – их миллионы по всему миру. Если в группу попадет одна суперпопулярная команда, получится один расклад, если две – совсем другой.
Поэтому расчеты весьма приблизительные. Как бы то ни было, Донченко и его коллеги полагают, что фан-зону в Калининграде посетят 532 500 человек.
Проекты и реальность
Донченко подчеркнул, что в задачу разработчиков концепции помимо всего прочего входило сделать вывод о том, соответствуют ли калининградские вокзал, аэропорт, стадион и так далее требованиям ФИФА. Причем речь идет не о существующих объектах, а о тех, которые запланировано построить или переоборудовать.
– Мы исходим из того, что раз это финансируется на федеральном уровне, то обязательно будет сделано, – подчеркнул эксперт.
Предлагаемые проекты Донченко и его коллегам понравились. А вот реальное положение дел – не совсем.
– Многое сейчас внушает тревогу, – признался ученый. – Это и припаркованные на обочинах дорог машины, и стоящие в пробках автобусы.
По его словам, ФИФА настаивает не только на отдельных полосах для общественного транспорта, но и на специальных полосах для обеспечения матчей. Предполагается, что по ним команды будут добираться до стадионов.
Впрочем, Донченко отметил, что Калининград выгодно смотрится на фоне других российских городов, в которых пройдут матчи чемпионата мира.
– Разумеется, вас нельзя сравнивать с такими мегаполисами, как Москва и Санкт-Петербург или, например, с Сочи и Казанью. В Сочи – масса готовых олимпийских объектов, в Казани недавно прошла универсиада. Но в целом дела у вас обстоят совсем неплохо.
ФИФА за трамваи
Специалист из Москвы полагает, что в Калининградской области особое внимание стоит уделить автомобильному и водному транспорту.
Ведь редкий болельщик из соседней страны – Польши, Германии, Чехии, Швеции Литвы – упустит возможность приехать в Калининград на своем автомобиле или приплыть на собственной яхте. Главное, чтобы она у него была. Для того, чтобы ее обеспечить, в Калининградской области придется серьезно поработать над дорожной сетью, погранпереходами, построить марины.
Обратил внимание Донченко и на многострадальный калининградский трамвай. Ученый считает, что его обязательно нужно реанимировать.
– Ликвидация трамвайного сообщения в пользу автомобильного – ошибочный путь, – считает ученый. – Это не соответствует международный практике. Трамвай очень востребован пассажирами. Кроме того, это экологически чистый вид транспорта. ФИФА выступает за его развитие.