Все больше калининградцев путешествуют на автомобилях по Европе прямо из дома. Это отличный вид отдыха, если есть свободное время и вы уверены, что железный конь без проблем преодолеет большие расстояния (ремонт в Европе значительно дороже нашего, причем именно работа, а не детали). Впрочем, по собственному опыту советую, что заблаговременный осмотр в сервисе перед выездом – и можно ехать спокойно.
Быстро и удобно
Планируя маршрут, важно понимать, что большинство хороших скоростных трасс в Европе платные. Всегда существует объезд по другим дорогам, через города и села, но часто они увеличивают путь на несколько часов. Скоростная трасса с тремя-четырьмя полосами поможет добраться с меньшей затратой сил и времени, что важно при длинных переездах. Помимо этого есть и другие бонусы: частые заправки с ресторанчиками, защита от бокового ветра, зоны отдыха.
За трассы платить нужно не везде. Например, у соседей в Литве они ничего не стоят (как и в Германии, Эстонии, Бельгии и еще нескольких странах), в Польше есть лишь несколько платных кусочков. Иногда деньги берут только за мосты, туннели – например, в Дании, Норвегии, Швеции, Черногории.
За время или за расстояние
Есть два варианта: покупка виньетты (оплата за определенный промежуток времени) или оплата в зависимости от расстояния. Способ оплаты выбираете не вы, есть свои правила в конкретной стране. Например, в Австрии, Чехии вы покупаете на любой заправке или в киосках на границе виньетки на разные сроки (от нескольких дней до нескольких недель). Эту наклейку размещаете на лобовом стекле – и поехали! Проверяют их редко, но штрафы за отсутствие высокие – больше 100 евро.
В других странах платить нужно за расстояние, которое проехали по платной трассе: оплата идет прямо на дороге (стоят шлагбаумы). Платите вы либо сразу (цена будет указана тут же), либо покидая трассу – автомат в начале выдаст билетик, как на парковке, а когда решите съезжать, система посчитает, на какую сумму вы накатались. Сохраняйте билетик (он действует сутки с момента заезда), при его потере придется оплатить стоимость проезда от максимально удаленного пункта.
Рассчитываться можно наличными или карточкой – понадобится вариант кредитки с чипом (чаще всего места оплаты автоматизированы).
Еще следует обратить внимание на надписи при подъезде к шлагбаумам: вам нужно ехать туда, где нарисованы карточки или монеты. И не заезжать в ряд с буковой t («телепасс») – этo ворота для местных, у которых есть специальные проездные. Лучше разобраться, куда именно ехать, заранее, потому как перестраиваться назад – это уже нарушение правил. Кажется сложным? Не переживайте, на всякий случай там всегда есть кнопочка SOS, где по громкой связи вам помогут со всем разобраться – на английском языке, конечно.
А если объехать?
Если не торопитесь или хочется получше рассмотреть места, по которым путешествуете, можно ехать по объездным дорогам. С навигатором это элементарно – просто включите функцию «избегать платных дорог». По картам сложнее, но тоже возможно.
Расценки (из личного опыта)
- Франция: примерно 5 евро за 100 км (если решите проехать страну насквозь, готовьте около 50 евро).
- Польша: платные кусочки автобана А4 между Катовицами и Краковом, А2 в районе Познани и А1 Гданьск – Грудьядж. Цена – 0,10–0,20 злотого за километр.
- Австрия: наклейка на 10 дней – 7,70 евро.
- Чехия: наклейка на 10 дней – 310 чешских крон.
Способы оплаты
- За время (покупаешь виньетку – наклейку на лобовое стекло).
- За расстояние (платишь на въезде-выезде зоны со шлагбаумами).
- Все о платных дорогах в Европе: autotraveler.ru, ec.europa.eu/transport/road_safety/going_abroad