О планах по сносу одного из немногих оставшихся осколков Кёнигсберга калининградцы узнали в прошлый вторник. Их, можно сказать, поставили перед почти свершившимся фактом.
После оперативного совещания в горадминистрации глава Калининграда Александр Ярошук сообщил, что городские власти нашли способ расширить «узкое место» в районе поворота с Московского проспекта на Литовский Вал. Там, на въезде в центр города, движение часто затруднено. «У нас был проект по расширению дорожного полотна – добавить еще одну полосу с правой стороны как по Московскому проспекту, так и по Литовскому Валу до улицы Гагарина. Но реализации этого проекта мешал дом на углу Московского проспекта и Литовского Вала, – сказал Александр Ярошук. – Мы договорились с правительством Калининградской области о сносе этого дома и прокладке на его месте магистрали». Все уже согласовано и с ГИБДД.
Эта новость сразу стала одной самых обсуждаемых в интернете, социальных сетях и даже на кухнях. В «Фейсбуке», например, создали группу по спасению дома на Литовском Валу, а Калининградский клуб краеведов начал сбор подписей под обращением к главе города.
«Страна Калининград» решила узнать мнение специалистов о предложении властей.
Сергей Буйлов, доцент института транспорта и технического сервиса БФУ им. И. Канта, кандидат технических наук:
– Бороться с пробками на Литовском Валу и Московском проспекте необходимо. Но, чтобы принять обоснованное решение, нужно провести трудоемкие расчеты: есть специальные программы, которые, учитывая транспортные и пешеходные потоки в разное время, работу светофоров и др., просчитывают варианты организации движения. В университете такие программы используются для учебы, когда-то ими интересовалась городская администрация, ГИБДД, но дальше разговоров дело не пошло. Снос дома – дело слишком затратное, чтобы принимать решение без тщательных расчетов. Существуют и технологии перемещения строений. Нам нужна дорога, которая соединит ул. Гагарина и Московский проспект, желательно с выходом на Куйбышева. Сейчас машины, которым нужно выехать с Московского в сторону Невского, Горького, поднимаются только по Литовском Валу.
Авенир Овсянов, главный эксперт НПЦ по охране памятников истории и культуры, историк и краевед:
– Как пассажир общественного транспорта я убежден – проезжую часть в районе Литовского Вала необходимо расширять. Здание, о котором идет речь, не является памятником культуры. После Второй мировой войны военное ведомство продало Литовский Вал городским властям. А те снесли часть фортификационных сооружений, на месте которых построили доходные дома.
Анатолий Бахтин, главный архивист Калининградской области:
– Уничтожить этот дом на Литовском Валу – значит нарушить единый архитектурный комплекс, в котором все продумано и гармонично. Необходимо решить транспортный вопрос – откройте Закхаймские ворота и пустите еще одну полосу. Как мне кажется, это решение лежит на поверхности, и непонятно, почему до этого не могут додуматься наши властные структуры!