Кто бывал в Санкт-Петербурге, видел, как местные жители расплачиваются в общественном транспорте. Кондуктор подносит специальной прибор – валидатор, который считывает информацию с предъявляемого пассажиром проездного билета. Вся процедура занимает от силы 5 секунд. Наличными в основном рассчитываются гости города или те, кто очень редко ездит.
Нужно ли вводить подобную систему платежей в калининградском транспорте, на днях обсуждали собравшиеся в зале заседаний горсовета. Ведь помимо того, что технологии развиваются, на носу у Калининграда чемпионат мира по футболу в 2018 г. А одно из требований ФИФА – единый организатор перевозок либо единый перевозчик. Вопрос можно решить, внедрив электронный сбор оплаты проезда.
– Вопрос надо рассматривать в комплексе: новая маршрутная сеть, единый электронный билет. Подобный опыт их использования есть как в Европе, так и в городах России, – взял слово возглавлявший обсуждение председатель комиссии горсовета по развитию дорожно-транспортного комплекса Сергей Донских.
На заседание был приглашен менеджер компании «МФ Тариф» из Санкт-Петербурга Алексей Панов. Эта компания занимается выпуском электронных проездных с 2005 г., уже произведено более 7 млн бесконтактных карт.
– У нас в общественном транспорте сначала ввели навигацию, а затем – электронную систему оплаты проезда, – рассказал Алексей Панов. – У нас есть разные билеты: льготные, многоразовые, непополняемые, билеты рабочего дня и на определенное число поездок. При этом возможности электронного проездного мы не ограничиваем только общественным транспортом. С помощью него жители нашего города могут оплачивать поездки в метрополитене, пригородных поездах, платные парковки, бензин на заправках, поездки по рекам и каналам. Словом, это своеобразный электронный кошелек, который жители пополняют через терминалы сотовой связи и банкоматы по мере необходимости. К слову, есть даже система скидок за определенное число поездок. Поэтому билеты в электронном виде обходятся горожанам дешевле, чем в бумажном. Есть возможность в автобусах ездить и за наличные, приобретать электронный билет никто не заставляет.
Сам выпуск карты обходится горожанам в 50 рублей, а льготным категориям они выдаются за счет бюджета.
Кондуктор все-таки нужен?
Кондукторы при такой системе оплаты, по словам питерского специалиста, не всегда нужны. На них можно сэкономить. Если, скажем, автобус оснастить стационарными считывающими устройствами, пассажиры сами могут прикладывать к ним проездные. Тут и разгорелся спор.
– Экономия на кондукторах – это иллюзия, – высказал мнение директор «Вест Лайн» Виктор Сизенко. – Убрав кондуктора, вы оставите вопрос обеспечения безопасности в салоне одному водителю. В большом автобусе с тремя дверьми в час пик даже один кондуктор не всегда справляется. Без них мы ездить не сможем. А то получится, что к концу смены водитель узнает, что у него в салоне кто-то умер, а он и не в курсе! И еще важный вопрос – кто будет платить за оснащение автобусов специальной техникой? Город? Инвесторы? Или опять все свалят на перевозчиков? Не стоит сравнивать бюджет Калининграда и Москвы. Думаю, если подсчитать все затраты, нанять кондуктора дешевле. Конечно, изучать вопрос надо, разговор полезен. Вот в стране начали внедрять универсальные электронные карты. В конце концов они заменят и паспорт, и другие документы. Может, нам просто подождать, когда все калининградцы получат эти карты за счет государства, и тогда решать, как их использовать для оплаты проезда?
Что получат город и пассажиры
По словам специалистов, введение электронных проездных потянет за собой создание в Калининграде отдельной организации, которая будет отвечать за выпуск и продажу карт, поставку оборудования для работы электронной системы, содержание штата диспетчеров, сбор средств с пассажиров, а затем распределение их среди перевозчиков.
Слово взял начальник отдела пассажирского транспорта и организации дорожного движения горадминистрации Анатолий Кисиленко:
– Электронный билет даст пассажирам удобство в оплате: не нужно будет искать в кошельке мелочь, а кондуктору думать, как дать сдачи с тысячной купюры. Перевозчиков новая система освободит от сбора денег. Для них станет главным выпустить на линию исправный транспорт и соблюдать расписание. Потому что от этого будет зависеть их заработок. Эта же электронная система позволит увидеть, что в каком-то месте в определенный час не хватает автобусов, они идут битком.
Анатолий Кисиленко рассказал об еще одной возможности электронного проездного:
– У нас вся работа общественного транспорта построена так, чтобы большинство поездок совершалось без пересадки. Потому 28 из 30 маршрутов идут через центр города, чрезмерно перегружая его. Внедрение электронной оплаты позволит нам вводить часовые билеты, когда пассажир в рамках определенного времени, к примеру, сможет пользоваться несколькими видами транспорта и при этом экономить и не загружать центр. В городе для этих целей могут появиться пересадочные транспортные узлы.
Не вырастет ли тариф?
– Я не готов говорить о том, что тариф увеличится, – сказал Анатолий Кисиленко. – На самом деле сегодня никто из перевозчиков даже не может сказать, сколько зарабатывают за рейс водитель и кондуктор. А с внедрением электронной системы все это станет прозрачным. В Петербурге после внедрения электронной оплаты выручка перевозчиков тут же выросла на 15 %.
В 2005 г. компания «Светловские линии» по своей инициативе ввела электронные билеты. За 2 месяца их обладателями стали 2 000 человек. Но долго система не проработала.
– Любые новшества хороши, когда они снижают издержки, – объяснил Владимир Гренц (в те годы он руководил этой компанией, а сегодня возглавляет СРО НП «Калининградский региональный транспорт». – Прим. авт.). – Развивать электронную систему в условиях одного маршрута в то время оказалось нерентабельным. Но в системе есть определенные плюсы: людям удобно, нет воровства выручки, можно точно подсчитать количество пассажиров в городе, и, что важно, электроника не ругается, в том числе матом.
Только цифры
Если обновлять транспорт, сколько будет стоить проезд?
В СРО НП «Калининградский региональный транспорт» сделали расчет возможной стоимости проезда при условии обновления автобусного парка. Вот что вышло:
- если сразу обновить 10 % (или 26 автобусов) в год – 15,75 руб. за проезд;
- 15 % (39 автобусов) – 16,80 руб.;
- 50 % (137 автобусов) – 24,66 руб.
- 73 % (самый большой процент обновления, т. к. 100 % не бывает никогда) – 29,44 руб.
- чтобы купить 200 автобусов, нужно 1,1 млрд руб.