Общество
21 февраля 2013

Калининградский метеорит оказался подделкой

Ученые уверяют, никакие «пришельцы из космоса» к нам не залетали

Метеорит упал под Челябинском 15 февраля. Поиски осколков начались сразу. Однако несколько крохотных кусочков небесного тела удалось найти только через три дня в районе озера Чебаркуль, в честь которого пришельца из космоса и решено было назвать.

Примечательно, что уже 15 февраля некоторые предприимчивые челябинцы начали размещать объявления в интернете с предложением купить у них эти самые осколки. Цены, как говорят, вполне божеские — от 1 000 до 150 000 рублей, в зависимости от размера и состава метеорита.

Настоящими ли осколками торгуют уральцы, пока неясно. Зато известно, что бед метеорит наделал много. По данным Интерфакса, пострадало больше тысячи человек. Ущерб составил свыше миллиарда рублей.

Какой же размер был у этого объекта? В интернете можно найти самые противоречивые сведения. Сперва сообщалось, что метеорит вряд ли был тяжелее килограмма. Потом вес значительно вырос. Эксперты NASA оценили массу космического тела в 10 тысяч тонн, а сотрудники астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета – вообще в 50!

Но по космическим меркам метеорит был небольшим. Поэтому его и не «засекли» на подлете к Земле. Ирина Березинская астроном-методист Музея Мирового океана, придерживается такого же мнения.

– Солнечная система – не замкнутая, – напоминает она. – Из-за ее пределов к нам прилетает много чего. Почти все эти объекты движутся с чудовищной скоростью, поэтому обнаружить и рассчитать их путь сложно. А если космическое тело достаточно мало – почти невозможно.

Насколько известно, челябинский метеорит не просто упал. Он взорвался. Ирина Николаевна не видит в этом ничего необычного.

– Взорвется метеорит или нет, зависит от того, какого он размера и с какой скоростью летит, – пояснила астроном. – Небольшие метеориты, как правило, взрываются, разлетаясь на множество осколков. При этом осколки могут быть небезопасны. Часто они покрыты тонким слоем серы, которая при взаимодействии с водой из атмосферы превращается в серную кислоту. Руками осколки лучше не трогать.

Может ли метеорит упасть на Калининградскую область?

– Ни одна точка на планете не застрахована от падения метеорита, – говорит Ирина Березинская. – Это очевидно. Как, впрочем, и то, что каждый день на нас падают тонны космической пыли. Мы просто этого не замечаем…

– Крупные метеориты – хоть в какой-то мере сопоставимые с тем, что взорвался под Челябинском, – на нашу область не падали, – уверен долгое время занимавшийся «метеоритной» проблемой аспирант кафедры теоретической физики БФУ им. И. Канта Сергей Верещагин. – Может, разве что в глубокой древности, когда еще человека на Земле не было...

В эти дни вновь ожила байка о падении на нашу область метеорита. В 2002 г. местные газеты рассказали, что под Мамоново жители нашли странный валун. «Метеорит!» – сделали вывод они и сообщили о находке журналистам. Когда те рассказали о нем, он… исчез. По области поползли слухи, что его похитили инопланетяне. Реальность оказалась прозаичнее. Владелец гостиницы на Тенистой аллее вывез камень в Калининград и установил напротив отеля, куда в эти дни потянулись любопытствующие.

– Это не метеорит, – уверяет Верещагин. – Еще десять лет назад специалисты исследовали валун и пришли к выводу, что он имеет земное происхождение.

Кстати

В субботу 16 февраля с Землей разминулся другой метеорит. Астрономы давно знали, что он пройдет от нее в 27 000 км. Если бы громадина размером с дом в 15 этажей отклонилась от своего пути и врезалась бы в Землю, падение челябинского метеорита оказалось бы мелочью.