или Зарегистрироваться
Общество
789
0
11 октября 2012

В заброшенных зданиях гибнут наши дети

Хозяин дома, где погиб ребенок, дает показания. Последние два года он игнорировал требования властей обезопасить свое имущество

Заброшенный дом на ул. Яльцева в Светлом давно облюбовала ребятня. А куда им деться? Центр города, вокруг одни магазины и машины. А там раздолье. Ни окон, ни дверей, взрослых нет, за исключением тех, кто зашел сюда выпить. Но они на детей внимания, как правило, не обращали. Так было и 29 сентября, когда сюда пришел 11-летний Клим Чирук с друзьями.

– В 19.25 в «скорую» позвонил молодой человек, сообщил, что в заброшенном доме ребенок упал с лестницы и сломал ребра, – рассказала главврач Светловской ЦГБ Любовь Радзевская. – Через три минуты машина была на месте. Врач с фонариком поднялся на второй этаж. На лестничной клетке в луже крови лежал мальчик. Фельдшер попытался реанимировать его, но пульс не прощупывался, и сердцебиения уже не было. Ребенка привезли в приемное отделение больницы, где ждали хирург и реаниматолог, но они только констатировать смерть.

Из заключения патологоанатома следует, что Клим получил травмы, несовместимые с жизнью – проникающее ранение грудной клетки с повреждением диафрагмы и легочной артерии. Как пояснили мальчишки, он упал на штырь от лестничных перил. Как именно это произошло, они описывают по-разному. Один утверждает, что Клим упал с чердака, но чердачное окно находится в полутора метрах левее от штыря. Второй вспоминает, что они бежали по лестнице, кто-то поторопил Клима, подтолкнул в спину, тот не удержался и упал. Расхождения в показаниях врачи объясняют тем, что дети находятся в шоке.

– Сейчас следствие восстанавливает картину происшествия. По основной версии, ребенок спускался по ведущей с чердака металлической лестнице и, не удержавшись, упал спиной на штырь, – говорит старший помощник руководителя регионального следственного комитета Марианна Андрюшина. – В любом случае будут проверены все версии, для этого назначен ряд экспертиз, опрашиваются свидетели, все обстоятельства трагедии будут установлены. В ходе расследования также следствию предстоит с правовой точки зрения оценить действия ответственных за надлежащее состояние аварийного здания лиц и тех, кто должен был это контролировать. Сейчас по факту случившегося Светлогорским межрайонным следственным отделом возбуждено уголовное дело по ч.1 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) в отношении неустановленного лица.

Власти бессильны?

Со слов ребят, когда Клим упал, он еще некоторое время был в сознании. Сам попросил вызвать скорую помощь. Один мальчик остался с ним, второй побежал искать взрослых. На первом этаже молодые люди распивали спиртное – протрезвели мигом: сняли истекающего кровью ребенка со штыря, вызвали неотложку. Двое друзей помчались к матери Клима.

Это здание еще довоенной постройки. В советские времена здесь образовали ПТУ, которое готовило рабочих вплоть до 1995 года. Потом здание признали аварийным, училище ликвидировали. В 2007-м оно было включено в Программу приватизации муниципального имущества, ушло с молотка частнику за 5 566 800 рублей. Тот перепродал объект (сумма неизвестна) физическому лицу О. из Калининграда, который ведет строительный бизнес. Как сообщили в администрации округа, новый хозяин планировал открыть центр досуга по нескольким направлениям: оздоровительный комплекс, предприятия общественного питания, бильярдный клуб, детский игровой комплекс, административный комплекс с конференц-залами и офисами. Но за пять лет ничего не изменилось.

– Я пришел на должность главы в 2009 году и сразу начал предпринимать меры относительно этого здания, – рассказал глава Светловского муниципального округа Сергей Лютаревич. – Мы искали собственника два года! Писали ему письма, приглашали на беседу, выдавали предписания об устранении нарушений, штрафовали. Безрезультатно. Насколько мне известно, он даже штрафы не оплачивал. Потом я распорядился законсервировать этот дом на свой страх и риск, поскольку это частная собственность и вторгаться на ее территорию у меня нет права, я сам могу оказаться под следствием. Заколачивали окна и двери, со временем все это снова взламывалось подростками, местными пьянчужками и наркоманами. Обращался в полицию и прокуратуру. Ответов не последовало.

В подтверждение своих слов глава администрации предоставил официальные документы. Начиная с апреля 2010 года – управлением земельного контроля, лесного контроля и надзора администрации округа О. выдано предписание о приведении в надлежащее санитарное состояние прилегающей к зданию территории. Ноябрь того же года – информация о безобразном состоянии частной территории направлена в ОВД. В феврале 2011-го местные власти направляют письма в прокуратуру и повторно в полицию с формулировкой: «для принятия мер к владельцу здания, так как в связи со свободным доступом посторонних лиц возможен обвал конструкций, грозящих причинением вреда здоровью». В июле и сентябре в отношении собственника помещения составлены протоколы об административном правонарушении за мусор на прилегающей к зданию территории, наложены штрафы – 2 500 и 3 200 рублей. В этом году О. направлены еще два письма-предупреж-дения. Ни одно из вышеперечисленных предписаний не исполнено. В РОВД факт обращений пока не комментируют. В прокуратуре области пояснили, что сейчас идет проверка в том числе действий администрации, насколько они были адекватны и принимались ли какие-либо меры реагирования.

Двери заколотят, окна заложат кирпичом

Журналисты «СК» приехали в Светлый на третий день после трагедии. Отыскать злосчастный дом не составило труда – стоит он как гнилой зуб в самом центре города. Изнутри слышен какой-то стук. На наш клич отозвались. Рабочий, представился Славой. Сказал, что его с товарищами наняли, требуется заложить кирпичом окна первого этажа и заколотить двери. Работы, мол, дня на три. Кто нанял, Слава оказался не в курсе: «Не знаю. Мне позвонил знакомый, сказал, есть халтура, мое дело – выполнить работу и получить свои деньги».

«СК» попыталась разыскать владельца здания. По адресу регистрации на звонок по домофону никто не ответил. Из шести телефонов, оформленных на имя О., активны оказались три, но на том конце провода сообщили, что товарища с такой фамилией не знают. Была информация, что в данный момент О. в Сочи, возводит объекты для ЧМ 2018 года. Следователи опровергли эту информацию.

– Человек не скрывается, он был на допросе, давал показания, – сказали в следственном отделе, – комментировать его пояснения мы не можем, пока не определен процессуальный статус гражданина.

Контроля нет

А теперь другой вопрос – почему О., как уверяют власти, не реагировал на предписания, предупреждения и штрафы? Разве в области нет органа, который бы контролировал недобросовестных собственников с их небезопасным имуществом? Оказывается, нет.

– Мы работаем по правилам благоустройства и санитарного содержания, рычагов давления на недобросовестных собственников у нас нет, – сообщил заместитель руководителя Административно-технической инспекции Сергей Коротков. – За этим должен город следить, но, как я читал, Лютаревич обращался в прокуратуру, чтобы заставить владельца здания привести свое имущество в порядок. Думаю, прокуратура может как-то повлиять на ситуацию, если объект на самом деле представляет общественную угрозу.

– Наша служба осуществляет контроль только в период строительства, – пояснили в Государственной инспекции архитек-турно-строительного надзора (ГАСН), – в соответствии с Градостроительным кодексом собственник заблаговременно направляет нам извещение о начале строительства, только тогда мы вправе исследовать объект. На проверки иного характера у нас нет полномочий. Но по закону ответственность за имущество несет исключительно собственник.

В поисках истины журналисты обратились в правительство области. Юридический отдел от комментариев воздержался, «чтобы не мешать следствию». А в Светловском округе тем временем приступила к работе комиссия, которой поручено изучить территорию на наличие опасных нежилых зданий.

«Мне терять нечего!»

Клим воспитывался родной тетей. Мальчику было 7 месяцев, когда умерла его мама. Опекуном стала ее старшая сестра Татьяна. К тому моменту она во второй раз вышла замуж и приняла как родного 9-летнего сына супруга (Владимир не смог оставить ребенка с матерью-пьяницей и забрал к себе). Семья дружная, у Клима были мама и папа, Витю он считал родным братом. Ему было лет 5, кто-то из детей на улице сказал, что он – приемыш. «Это правда?» – спросил он у Татьяны, залетев домой как ураган. От него не стали ничего скрывать, но тот разговор взрослых с ребенком был первым и последним, Клим больше никогда не затрагивал эту тему. Рос он спокойным мальчишкой, родителей почитал, никогда не перечил и во всем старался равняться на старшего брата. Мечтал стать поваром – он сам любил покушать. В ту субботу он с утра помог маме по дому – навел порядок в своей комнате, за хорошую учебу получил от брата 50 рублей, сходил на рынок, на ужин заказал свое любимое блюдо – мясо в духовке – и около четырех дня умчался с друзьями гулять.

– Было семь вечера, когда я достала из духовки мясо и взяла телефон, чтобы позвонить Климу, позвать ужинать, – вспоминает Татьяна, – набирать не стала, погода стояла хорошая, думаю, пусть погуляет еще полчасика. А спустя ровно 30 минут прибежали ребята: «Клим упал». Я его не видела, когда прибежала, «скорая» уже уехала. Прибегаю в больницу, а мне говорят, что сына больше нет. Почему я не позвонила ему в семь вечера?!

За месяц до беды Таня с Климом проходили мимо злосчастного дома. Она объяснила сыну, что дом этот старый, заходить в него опасно, потому что балки сгнили и в любой момент могут рухнуть.

– Как дальше жить? У меня одна цель – сделать все, чтобы этого здания не было. Не уберут власти, я пойду на крайние меры, мне терять нечего, – говорит мать…

В школе № 5, где учился Клим, учителя и дети не могут поверить в случившееся.

– Сказать, что жалко парня — ничего не сказать, – делится директор школы Валерий Павлов, – не должны мы, взрослые, хоронить своих детей. Одноклассники Клима в шоке, в субботу был на уроках, улыбался, в четыре дня его видела классный руководитель – и вдруг вечером мы получаем это страшное известие. Дети плакали. На похороны собралось почти двести наших учащихся, не только старшие классы, проводить его в последний путь пришла даже начальная школа.

Не первая трагедия...

В мае 2010 года в Калининграде, на улице Глинки, 49, на территории заброшенной стройплощадки погиб 10-летний Ваня Учивадов. Ребенка убил разряд тока в 220 вольт.

Дети играли в «замке» – так называют в народе это здание – Ваня побежал, споткнулся и, чтобы не упасть, схватился за провод, торчащий из старого электрощитка. Следствием был установлен виновник – председатель ЖСК «Балтийский дом», который вел долевое строительство на месте заброшенного немецкого здания, в 2007 году самовольно подключил объект к электросетям «Янтарьэнерго», а когда стройку заморозили, обесточить здание не удосужился. Но уголовное дело было прекращено в связи со смертью подозреваемого – председателя кооператива. ЖСК и родители погибшего мальчика заключили мировое соглашение.

За страдания родителям суд определил компенсацию – по 806 тысяч рублей каждому. Только получить ее супруги не могут уже два года. «Балтийский дом» признан банкротом, выплатить полтора миллиона может, только продав свое имущество, единственным объектом является тот самый «замок», где погиб Ваня. Но выставить его на продажу нельзя – областное управление Росимущества внезапно заявило о своих правах на это здание, обратилось в суд, чтобы признать сделку о передаче здания в частные руки недействительной. И пока суд не поставит точку в этом деле, о деньгах родителям придется забыть.

…и не последняя, если...

Жители поселка Люблино (Светловский округ) направили в адрес губернатора области Николая Цуканова коллективное обращение. Люди хотят привлечь внимание к еще одному опасному недострою – 5-этажке на сорок квартир по улице Железнодорожной. Начинали ее возводить военные лет 15 назад. Потом стройку заморозили. 4 года назад здание перешло в государственную собственность, а то в свою очередь передало его в пользование ЗУВД на транспорте. И на этом все закончилось. Даже тот факт, что несколько лет назад там погиб школьник, не повлиял на ситуацию. Как говорится в письме Николаю Цуканову: «...До настоящего времени строительная площадка не огорожена, объект не охраняется. Существует реальная опасность обрушения конструкций, так как здание жилого дома разрушается».

По словам Сергея Лютаревича, он неоднократно обращался в Западное ЛУВД на транспорте УТ МВД России по СЗФО, чтобы выяснить намерения относительно дальнейшей судьбы недостроя. Пришел ответ: «В адрес Департамента тыла МВД России направлен пакет документов для вовлечения данного здания в хозяйственный оборот и решения вопроса в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом о заключении инвестиционного договора с целью завершения строительства данного дома, а также в адрес УТ МВД России по СЗФО подготовлены и направлены заявки на выделение денежных средств для проведения всех необходимых мероприятий для ограждения и охраны незавершенного строительством объекта». И на этом опять все…

поделиться
теги
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

1