Погода в этом году откровенно удивляет калининградцев. Ударившие прошлой зимой морозы в СМИ и социальных сетях назывались «небывалыми», а зарядившие в начале июля дожди – «невиданными». При этом часто вслед за этими определениями следовало утверждение: «Такого не припомнят старожилы».
И это, надо сказать, является чистой правдой. Старожилы вполне могут и запамятовать, как в 1322–1323 годах замерзло Балтийское море и погибли все фруктовые деревья, как промерз до дна Замковый пруд (современное Нижнее озеро) в 1709-м, как замертво падали от холода с неба птицы в 1739-м, как переливалось над Кёнигсбергом северное сияние в 1572-м.
Вот и июльские грозы хоть и удивительны (за первые десять дней выпало две с половиной месячные нормы осадков), но все равно не единственные в своем роде. По данным инженера-метеоролога Калининградского центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Виктора Будового (он в этой организации занимается долгосрочным прогнозированием погоды), нечто подобное уже случалось здесь в 1978 году.
Права ветхозаветная мудрость – нет ничего нового под Солнцем. Что ни возьми, все уже когда-то случалось.
Мокрая тряпка
Нужно сказать, что климат – одна из самых непостоянных вещей на свете. За короткую историю человечества он менялся множество раз. За примерами далеко ходить не надо. Если внимательно читать Достоевского, можно обратить внимание, что его герои то и дело выскакивают летом на улицу, надев пальто. Раскольников, например, хорошо утеплился, готовясь пойти «на дело». Санкт-Петербург и сейчас, скажем прямо, не Африка. Но летом пальто там даже бомжи сейчас надевают редко.
Ученые-метеорологи утверждают, что изменения в климате определяют множество факторов. Однако главную скрипку в этом оркестре играет Солнце. Причем играет не что в голову взбредет, а строго по «нотам».
– Существуют различные циклы солнечной активности, – объясняет Виктор Будовый. – Первый – большой, составляет примерно 800–900 лет, второй – средний (100–150) лет и маленький (11 лет). В конце каждого цикла солнечная активность уменьшается, наступает похолодание.
Сейчас подошли к концу два цикла – большой и средний. Это означает, что приполюсные районы планеты обречены на то, чтобы терять энергию и остужаться. Разумеется, все это оказывает влияние на погоду. В том числе и в нашей области...
Дожди, так поразившие калининградцев в июле, по словам Виктора Будового, являются прямым следствием глобального похолодания. Если не забираться глубоко в научные дебри, то атмосферу можно сравнить с тряпкой, которая впитывает в себя влагу. И чем атмосфера теплее, тем больше она может в себя «принять». Сейчас температура за облаками невелика, вот и не задерживается там ничего. В итоге – получается как в песне: «Словно из водопровода льет на нас с небес вода. Полгода плохая погода, полгода совсем никуда...»
Холодно-горячо
К чему же нам всем готовиться? Следует ли запасаться теплой одеждой и покупать обогреватели?
– Общая тенденция к похолоданию сохранится, – считает ученый. – Однако в ближайшем будущем нас могут ожидать как похолодания, так и потепления. Погода ведь, как уже говорилось, зависит от многих факторов. Но, изобразив процесс в виде графика, мы, скорее всего, увидим кривую с мелкими, как у пилы, «зубцами» (подъем-спад, подъем-спад), которая в целом будет стремиться вниз, – объясняет он.
Если же говорить конкретно о грядущей зиме, то она, по мнению Виктора Будового, будет довольно суровой. Примерно такой же, какая была с 1995-го на 1996 год.
– Тогда снижение температуры началось уже в ноябре, – напомнил метеоролог. – Данные, конечно, предварительные и не абсолютно точные, но пока расчеты позволяют провести именно такие параллели.
Сухая неделя
В отличие от Виктора Будового, заместитель начальника Калининградского ЦГМС Юрий Скляров занимается короткосрочным прогнозированием погоды.
По его данным, текущая неделя будет относительно сухой. Это результат влияния области высокого давления. Ночная температура составит 14–16 0С, дневная где-то 23–25 0С.
Однако уже 29–30 июля вновь ожидаются дожди.
Над Польшей пронесся смерч
Примерно неделю назад разрушительные ураганы и смерчи пронеслись по северным районам Польши. Разбушевавшаяся стихия сносила все на своем пути. Камня на камне не осталось от сотен жилых строений. По данным СМИ, погиб один человек – стены его дома не выдержали напора ветра, еще 9 человек ранены.
– По большому счету, смерч – это маленький циклон, – объясняет Виктор Будовый. – Он образовался из-за разницы температур, установившихся в разных районах Польши. На севере воздух прогрелся слабо, а на юге – сильно. Два фронта столкнулись – и вот результат.
С одной стороны, смерч в Польше – это региональная история, а с другой, она стала возможной благодаря глобальным изменениям климата Земли. По мере наступления общего похолодания разного рода аномальные (в смысле, непривычные для этого поколения людей) явления будут, судя по всему, происходить все чаще и чаще.