или Зарегистрироваться
Общество
261
0
28 июня 2012

«Раньше вода в Преголе была мертвая, а сейчас в ней жизнь есть»

Однако предельно допустимая концентрация растворимых органических веществ в реке превышена в несколько раз

В редакцию «СК» обратились жители поселка Большое Исаково: «В речушке, которая вытекает из пруда Чистый, рыба плавает вверх брюхом», – сообщили они.

Всему виной, по их мнению, труба, из которой в широкий ручей (он вполне может тянуть на речушку), льется зловонная жижа.

Зеленая жидкость

– Чаще это просто нечистоты, – рассказывает житель Большого Исаково Андрей Горюнов. – Но иногда складывается впечатление, что кто-то сбрасывает в ручей химические отходы. Из трубы вытекает что-то ядовито-зеленое с таким запахом, что глаза режет.

Впрочем, по утверждению Андрея, все это не мешает большеисаковским рыбакам сидеть с удочками на берегу ручья.

– Во-первых, мы стараемся устроиться выше того места, откуда вытекают отходы, – объясняет Андрей. – Там вода чистая. Во-вторых, нам кажется, что пришедшая с Куршского залива рыба просто не успевает впитать в себя грязь. У нас, если честно, сердце больше за калининградцев болит. Ведь речка вместе с грязью из трубы впадает в Преголю, из которой, между прочим, берется питьевая вода…

…Мы с фотокором приехали на место. Зрелище действительно малоприятное. Из трубы диаметром примерно 50 см в чистый ручей льется дурнопахнущая жидкость. Вокруг трубы – черное смердящее месиво. Словом, та еще экологическая обстановка…

Попытка № 2

Хозяин трубы нашелся быстро. Им оказался вовсе не владелец подпольного цеха по производству химических удобрений, как можно было бы предположить, а гурьевский «Водоканал». По словам главного инженера учреждения Натальи Гонтаренко, начало свое труба берет прямо в очистных сооружениях. Вернее, в том месте, где они должны быть. Дело в том, что очистные в Большом Исаково построены лишь наполовину. Поэтому поступающая канализационная вода проходит только механическую очистку.

Наталья Петровна объяснила, что необходимость строительства здесь очистных сооружений власти (как районные, так и областные) осознали еще в советское время. Лет 20 назад их даже стали возводить, но до конца дело не довели. Вторую попытку предприняли в 2011 г.

– Строительство ведется на федеральные деньги, – пояснила Гонтаренко. – Есть основания полагать, что объект будет сдан к концу этого года. Необходимое оборудование уже привезли. Осталось его смонтировать и подключить.

На стройке меж тем затишье. Во всяком случае, когда мы там были (5 июня), ничего не монтировали – не подключали.

– Со своей стороны мы заинтересованы в скорейшем завершении строительства очистных сооружений, – заверила она. – Ведь «Водоканал» за то, что сбрасывает подобного рода отходы в ручей, платит экологические сборы. Это около 70 тысяч рублей в квартал. То есть в год – больше 200 тысяч. Для нас это большие деньги.

При этом Наталья Петровна отметила, что сливается только канализационная вода. Ни о каких химических отходах она ничего не знает.

– Ничему подобному у нас просто неоткуда взяться, – считает она. – В Большом Исаково нет никаких крупных производств. «Химия» в водоем может попасть, пожалуй, только в том случае, если кто-то сольет ее из цистерны.

Рай для микробов

– Разумеется, труба в Большом Исаково – не единственный источник загрязнения Преголи. Сбросов много – как санкционированных, так и несанкционированных, – говорит заслуженный эколог России Феликс Алексеев. – Попытка посчитать их была предпринята экологами еще лет десять назад. С помощью тепловизионной съемки только в черте Калининграда экологи обнаружили 59 крупных стоков непосредственно в Преголю.

Как сообщили в отделе охраны окружающей среды администрации Калининграда, в результате инвентаризации с 2008-го по 2010 г. было обнаружено 898 стоков грязной воды в водоемы города – реки, озера, ручейки. Из них 394 обезвредили.

Как бы то ни было, ущерб экологии неочищенные стоки, по мнению Феликса Евгеньевича, наносят колоссальный.

– На разных участках вода в Преголе имеет превышение допустимых концентраций растворенных органических веществ (главным образом речь идет об отходах жизнедеятельности человека) в два – семь раз, – напоминает эколог. – Такая среда благоприятна для развития возбудителей дизентерии, сальмонеллеза и других болезней. Но пугаться не стоит. Используемая для питья вода обрабатывается специальными реагентами – на это тратяся большие деньги. При этом средств на очистные сооружения часто не хвататет.

План эвакуации

Впрочем, по мнению Феликса Алексеева, посыпать голову пеплом все же не стоит. Ситуация хоть и сложная, но не такая отчаянная, как в начале 90-х годов прошлого века.

– Тогда сбросы в реку делал ЦБК, вода «благоухала» сероводородом и была совершенно мертвая, – напомнил Феликс Евгеньевич. – Насколько я знаю, существовал план эвакуации людей из домов, стоящих на берегу, – на тот случай, если дышать станет совсем невозможно. А сейчас в реке даже жизнь есть, рыбаки на набережной с удочками стоят.

Вместе с тем Алексеев отметил, что, если экологические сборы не увеличатся, ситуация в лучшую сторону не изменится.

– Предприятия, наносящие ущерб окружающей среде, должны платить в разы больше, чем они платят сегодня, – убежден заслуженный эколог. – Только тогда у них будет стимул – не загрязнять. 200–300 тысяч рублей в год для многих фабрик-заводов – не такие уж серьезные деньги.

Когда построят новые очистные?

Улучшению экологической обстановки в Калининграде будет способствовать ввод новых городских очистных сооружений, строительство которых ведется уже третий год.

Стоимость работ, по данным пресс-службы горадминистрации, более 1,3 млрд рублей. Финансирование ведется из федерального, областного и городского бюджетов.

Срок сдачи объекта по самым разным причинам задерживается. Поначалу планировалось, что очистные сооружения начнут работу в конце прошлого года, сейчас уже речь идет о конце нынешнего. Гарантий при этом никто никаких не дает.

поделиться
теги
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2