или Зарегистрироваться
Общество
455
0
07 июня 2012

Балтийская АЭС: куда денем радиоактивные отходы?

После 2021 года по области поедут атомные поезда

Через четыре года, в 2016 г., на строящейся Балтийской АЭС заработает первый из двух спроектированных энергоблоков. В спорах о преимуществах и опасностях атомной энергетики в Калининградской области далеко не последнее место занимает судьба радиоактивных отходов (РАО) и отработанного ядерного топлива (ОЯТ) – продуктов деятельности АЭС.

Шведский вариант? Нет, спасибо…

Интересно, что социологические опросы показывают: 4 из 10 противников атомной энергетики станут ее сторонниками при условии решения проблемы РАО и ОЯТ. И здесь стоит разобраться, что на самом деле они собой представляют. Вот что нам рассказал ответственный секретарь Северо-Западного отделения Ядерного общества России Олег Муратов:

– В отличие от РАО (они бывают твердыми или жидкими), которым нельзя найти применения, ОЯТ – ценный продукт, содержащий различные элементы, в том числе и для производства энергии. Кроме невыгоревшего урана, который выделяют и используют повторно, в нем есть большинство веществ таблицы Менделеева (в том числе драгметаллы) и элементы, которые в природе в естественном виде не существуют. Имеются и радионуклиды – они широко применяются в медицине, промышленности и научных исследованиях.

В мире приняты две системы обращения с отработанным ядерным топливом. Одна из них – полное захоронение. В этом случае топливо около 30 лет выдерживается в хранилище при АЭС. Затем его навечно изолируют в скальных породах на глубине около 500 м. Так, шведы и финны одним из вариантов предлагают устраивать такие хранилища под дном Балтийского моря (мало нам захоронений боеприпасов с ипритом!). В России следуют вторым путем за компанию с Великобританией, Францией, Японией (обратите внимание, это страны, чьи народы ментально очень бережливы) и перерабатывают ОЯТ для последующего использования.

Через Полесск – короче

Сейчас можно сказать одно: на территории региона не запланировано длительное хранение и тем более переработка РАО и ОЯТ – это несомненный плюс. Однако и нам придется смириться с перспективой того, что по территории области будут транспортировать отходы ядерной энергетики для отправки на территорию большой России. Как это будет происходить?

Рассказывает калининградский эколог Анатолий Журату:

– В соответствии с технологией реактор на АЭС будут останавливать, с тем чтобы он остыл. По размерам он соизмерим с железнодорожным вагоном, в котором примерно 1/10 часть – непосредственно реакторная зона, где происходит реакция. Из зоны специальными манипуляторами извлекут отработанную секцию ядерного топлива массой примерно в 150 кг и поместят в толстостенную, герметичную капсулу, сделанную из специальной легированной стали. Снаружи капсулы радиация практически отсутствует. Эту капсулу упакуют в специальный контейнер (ТУК). Это объект, который прошел монгократные испытания и выдерживает сверхвысокие температуры на пожаре и мощные взрывы. ТУК установят в герметичный вагон с многократной степенью прочности и доставят на ЖД станцию Неман (протяженность маршрута около 15 км). С этого момента начинается транспортировка ОЯТ по железной дороге назначением на Балтийск, где контейнер установят на морское судно и отправят в Санкт-Петербург. Здесь отходы разместят на пристанционном хранилище ЛенАЭС.

Для транспортировки ОЯТ по территории области могут быть использованы два маршрута. Первый – из Немана на Советск и далее на Черняховск и Калининград. И второй: из Советска на Полесск и далее через Калининград до Балтийска. Скорее всего, будет выбран второй вариант. Во-первых, он короче на 24 км (дальность соответственно 210 и 186 км). А во-вторых, маршрут через Черняховск более оживленный. Правда, железнодорожное полотно в любом случае придется укреплять в соответствие с требованиями безопасности. Первый поезд с ОЯТ в нашем регионепройдет не ранее 2021 г.

В Центре общественных связей «Дирекции строящейся Балтийской атомной станции» (это филиал ОАО «Концерн Росэнергоатом») нас заверили, что транспортировка ОЯТ – процесс технологически отлаженный и многократно выполняемый не только в России, но и в Европе. Опасностей для региона здесь быть не может.

Мобильный Чернобыль?

На самом деле процесс транспортировки ОЯТ не столь прост. Учитывая опасность ядерных отходов, не идеальное состояние железных дорог, не лучшую подготовку персонала, поезд, перевозящий спецгруз, вполне можно назвать «мобильным Чернобылем». Радиоактивное заражение в случае аварии – не только для железнодорожников и жителей ближайших районов, но и для всей нашей небольшой области – нельзя исключить, если вспомнить, что при провозе ОЯТ поезда попадают под управление целого ряда организаций, некомпетентных в ядерной энергетике – МПС, транспортные службы, различные региональные департаменты… Нельзя забывать и об экстремистах, для которых спецпоезда будут желанной мишенью.

Впрочем, впадать в пессимизм по поводу транспортировки ОЯТ калининградцам не стоит. По крайней мере, даже экологи считают, что эта технологическая операция не столь проблемна на фоне других аспектов работы АЭС. Например, в Германии общественность озабочена не фактом перевозки РАО и ОЯТ в поездах по территории страны, а тем, что они ввозятся в Германию для переработки и хранения с территории других стран (например, из Франции). Ядерные поезда там ходят практически ежегодно, причем на маршруте пересекают достаточно крупные города. Ни разу во время транспортировок немцы не допустили технологических происшествий. К этому и нам надо стремиться...

АЭС.jpg

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

2