Накануне годовщины штурма Кенигсберга в Калининград приедут родственники погибшего 6 апреля 45-го сержанта из Вологодской области Андрея Сергеева. Его имя выбито на мемориале, что стоит на ул. А.Невского, в районе форта №3. Правда, у родных были сомнения, на самом ли деле там захоронен Андрей Сергеев.
- Дело в том, что на памятнике не совпадают инициалы, - рассказывает исполнительный директор Ассоциации поисковых отрядов «Память» Александр Будаев. – По учетным записям в этом месте погиб Андрей Алексеевич Сергеев. Его родственники во время войны получили похоронку и много лет спустя решили посетить его могилу. В одном из военкоматов им сообщили, что Сергеев захоронен на ул. Невского. Но на том памятники высечены инициалы «Сергеев Я.С.».
Потерянные документы и фамилии
Поисковики начали разбираться и выяснили такую вещь.
- Оказалось, что воинская часть, в которой служил Андрей Сергеев, дислоцировалась в районе форма № 5, а захоронен он в районе форта № 3. Почему? Обычно после боя, павших бойцов хоронили вблизи мест гибели. Но бывало и так, что специальные похоронные подразделения могли захоронить группу бойцов там, где формировалось дивизионное кладбище. Уже после войны в период «укрупнения захоронений одиночные и мелкие захоронения ликвидировали, а благоустраивали сборные братские могилы. Поэтому к любой послевоенной информации по погибшим советским воинам относимся как вторичной и с большой осторожностью. Основными же документами для нас являются боевые донесения или извещения, которые выписывались в период ВОВ.
По словам Александра Будаева, еще в 1945 году была директива 3-го Белорусского фронта сразу делать на местах мемориалы. Одной из первых коллективных могил павшим солдатам стал обелиск «1200 гвардейцам».
- Его делали сами военно- инженерные подразделения из 11-й Гвардейской армии. Другие военные части из Восточной Пруссии уходили на другие фронты, а эта армия оставалась здесь. Поэтому было время по старым записям находить первоначальные захоронения, эксгумировать тела погибших и перезахоранивали их на новом месте. В последующие годы, к сожалению, уже было не так. В 60-70 гг. многие могилы перезахаранивались, а документы о том, кого и куда именно, не всегда сохранялись.
Сталкиваются сегодня поисковики и с другой трудностью.
- Списки на воинских мемориалах составлялись не всегда объективно. Многие из указанных на мемориалах бойцов в том или ином месте реально там не воевали. К сожалению, была такая практика: родные погибших приходили в военкомат, показывали документы и просили на том или ином мемориале выбить фамилию погибшего. Например, в Медведевке немало фамилий солдат и офицеров, которые числятся пропавшими еще в 1942- 43 гг., хотя в те годы наши войска еще не вошли в Восточную Пруссию. Но людей понять можно. Все погибшие в той войне должны быть увековечены. Хотя нам это очень усложняет поисковикам работу.
Двести новых могил
Только за прошлый год добровольцы – люди самых разных профессий: учителя, студенты, водители, военные в отставке и др., которые ведут поисковые работы на территории области, обнаружили останки около 250 человек. Активные работы, например, велись в Неманском районе, где строиться АЭС.
- Бои в том районе шли ближе к Черняховску и Нестерову, поселкам Лунино и Маломожайское, - говорит Будаев. – Работали совместно с приехавшими поисковыми отрядами, сформированными при российских атомных станциях. Дело в том, что «Концерн Росэнергоатом» активно поддреживает поисковое движение и сегодня при каждой АЭС такие созданы. В Черняховске в районе военного аэродрома мы вел поиски советских воинов согласно информации местных властей. Но нашли захоронения гражданского немецкого населения. Отправили по ним запрос в Германию, ответ ждем.
В самом Калининграде в районе дач на ул. Невского местные жители во время строительства дома обнаружили неизвестное немецкое захоронение.
- В одной могиле были и солдаты, погибшие во время штурма Кенигсберга и гражданские, и немецкие военнопленные, видимо, умершие после апреля 1945-г. Последних мы определили по сохранившимся колодкам. Все останки перезахоронены на интернациональном кладбище в том же районе.
Награды прятали в мешочек
Как говорит Александр Будаев, если в захоронении поисковики находят боевую награду, то, считай, большая часть дела по установлению личности погибшего сделана. Ведь все медали и ордена - номерные.
- Солдаты по-разному шли в бой, - говорит Александр Валерьевич. – Кто-то складывал награды в карман и застегивал на пуговицу. Другие, наоборот, носили на кителе, чтобы лишний раз не тревожить застежку. А сверху награду прикрывали мешочком, он защищал медаль. А если в бою она слетала, то все равно оставалась в мешочке. И его было легче отыскать на поле боя.
А в прошлом году поисковики смогли идентифицировать останки бойца по ремню.
- В районе стадиона «Пионер», - рассказывает Будаев, - местные жители хотели вырыть яму для мусора. Копнули поглубже и наткнулись на останки красноармейца.
Поисковиков ждала редкая удача – в могиле солдата нашли ремень, на изнанке которого была вырезана надпись: «гвардии младший сержант Алексей Семенович Киреев». После запроса в Центральный архив Минобороны РФ удалось узнать о судьбе солдата. Им оказался житель Новосибирской области. Спустя 65 лет после войны калининградские поисковики сообщили его родным о месте захоронения солдата, и позже он был перезахоронен рядом с могилой своей матери.
И все же это он!
- В результате наших поисков мы установили, что по всем документам – и в военкомате, и по записям паспорта захоронения – в районе ул. Невского все же захоронен Сергеев с инициалами «А.А.». А путаница. скорее всего, произошла из-за человеческого фактора. На мемориале выбито две фамилии: Сербаев Я С. и Сергеев Я С. В списках они шли одна под другой. И, скорее всего, либо переписчик, что составлял списки, либо гравировщик уже во время работы сделал ошибку и перенес инициалы Сербаева.Я С. на Сергеева А.А.
Впереди у поисковиков еще много работы. Совсем скоро начнутся поисковая экспедиция под Чкаловском. В 45-ом в этом районе стояла наша 50-я армия. И сегодня под землей то и дело встречаются фрагменты формы, как немцев, так и наших солдат. А как говорил полководец Суворов, ни одна война не может считается законченной, пока не похоронен последний солдат.
Цифры
• На сегодняшний день в области установлены 164 мемориала. На них нанесены фамилии 123 тыс. погибших. По данным выпущенных 22-х томов «Книги памяти» это число уже нужно увеличивать до 162 тыс.
• По различным данным, в ходе боев в полосе 3-го бел. фронта погибло от 140 тысяч до 300 тысяч советских солдат и офицеров.
Карта всех воинских захоронений на территории области в Google: http://maps.google.com/maps/mshl=ru&ie=UTF8&vps=1&jsv=151e&oe=UTF8&msa=0&msid=115996231633722120917.000465f65b8efe0c5f08f
Если обнаружили останки:
Сообщить об этом можно в «Ассоциацию поисковых отрядов» по тел. (4012) 53-60-88