или Зарегистрироваться
Общество
494
0
23 февраля 2011

«Перспективы для бизнеса в Калининградской области хорошие... Остается пахать!»

Иностранные инвесторы рассказали, как им живется в регионе

Руководители компаний с иностранным капиталом, объединенные в Ассоциацию иностранных инвесторов, на прошлой неделе встретились с журналистами. Последняя подобная встреча прошла в октябре 2008 года. С тех пор, как оказалось, изменилось немногое: инвесторам по-прежнему мешают жить препоны со стороны федеральных структур и непредсказуемость законодательства. Но все сошлись во мнении, что наша область по-прежнему привлекательна для иностранных инвестиций. Участники встречи: исполнительный директор Ассоциации Олег Скворцов, руководитель логистической компании «ДСВ-транспорт» Леонид Степанюк, директор экспедиторской компании «Транс-эксим» Юрий Пятанов, директор завода по производству детского питания «Хипп» Наталья Сливка, представитель торговой палаты Гамбурга Владимир Михайлов, гендиректор «СК» Альбина Краснощекова, журналист «СК» Оксана Майтакова, руководитель агентства «А Плюс» Юлия Нежид.

Олег Скворцов: - В 2005 году Ассоциация начиналась с восьми компаний из трех стран, сегодня мы объединяем более сорока компаний из девяти стран мира, в том числе США, Бразилии, Гибралтара. В области работают фирмы из Литвы, Германии и Скандинавии.

«СК»: - В октябре 2008 года вы говорили, что работать в нашей области непросто, но вы все равно работаете, потому что Калининградская область — бутик для бизнеса. Ситуация изменилась?

Леонид Степанюк: - Конечно, влияние кризиса было серьезным. Мы ожидаем улучшения в мировой экономике, снижения последствий кризиса. В Калининграде все под контролем с точки зрения власти — она пытается максимально помочь бизнесу. Наблюдается хорошая динамика, реагирование на проблемы. К примеру, губернатор лично помог решить проблему с польскими «дозволами» для грузоперевозчиков.

«СК»: - А вот Наталья на форуме «Стратегия-2020» сказала, что у нас плохой инвестклимат...

Наталья Сливка: - Недостаточно хороший, скажем так. На мой взгляд, предпринято мало системных действий, чтобы улучшить жизнь иностранных инвесторов в регионе. Создается ощущение, что у каждой федеральной структуры — своя задача, нет консолидирующей программы. Без этого у нас — тушение точечных пожаров, решение проблем в ручном режиме. На некоторые моменты местная власть не в состоянии повлиять. К примеру, приграничные территории - инвестор должен за 60 дней оформить разрешение, чтобы их посетить! Мой секретарь два дня в месяц тратит только на то, чтобы оформить пропуска, поставить и снять с учета специалистов, которые приезжают в Калининград. О какой эффективности работы персонала можно говорить?

Юрий Пятанов: - Поэтому мы ждем, когда в правительстве области создадут отдел или агентство, которое будет отслеживать федеральное законодательство — то, как оно может влиять на ситуацию в регионе. Бутик-то у нас есть, только вещи в нем старые — из-за этих нестыковок в законодательстве новых инвесторов особо не видно. Из-за кризиса область покинули в основном мелкие предприятия. Крупные остались — деваться-то некуда: мы уже сюда пришли, деньги вложили.

Леонид Степанюк: - В действующем ФЗ-16 «Об ОЭЗ» есть как хорошие моменты, так и не очень. Но я не помню, чтобы за 4 года в него внесли серьезные поправки. Помню, обещали разъяснить, могут ли быть резидентами гостиницы, торговые центры, которые сдают помещения в аренду. На мой взгляд, это тоже большая засада - на региональном уровне мы про поправки говорили, активность проявляли. Отправили их в Москву — и тишина. Наверное, там происходит какой-то ступор? Сейчас вообще уже про новый закон говорят. Если он лучше будет, хорошо. А если хуже?

«СК»: - Есть ли в России регионы, в которых созданы хорошие условия для бизнеса?

Владимир Михайлов: - В моей родной Калужской области губернатор сумел создать привлекательные условия, хотя там нет льгот особой зоны. Но туда пришли «Фольксваген», «Пежо», «Вольво». Едешь по дороге — глаз радуется: вокруг современные развязки, шикарные дороги. Но им, конечно, там удобно — всего 180 км до Москвы, центр России, никаких границ. Наша область географически тоже весьма привлекательна, но транзит... Преимущества особой зоны, к сожалению, съедаются разными нормами, которые всплывают, откуда ни возьмись. Пример — те же приграничные территории, на которых даже для россиян нужны пропуска.

Леонид Степанюк: - Эксклавность приводит к высоким транспортным издержкам, из-за этого — высокая себестоимость производимой тут продукции. Мы даже с Россией уже становимся неконкурентоспособными. Машины на границе простаивают все дольше — время на прохождение границы — 50-60% всего времени перевозки! Ожидание, оформление, растаможка, выгрузка. У нас просто непроходимость границ какая-то, досматривают 100% грузов! Плюс к этому еще ввели сопровождение груза. Нужно федеральное законодательство менять для нашей области! Еще эта проблема с «дозволами» в начале года. Мы на прошлой неделе проехали по дороге до нового пункта пропуска в Мамоново-2 — за два часа не увидели ни одного автопоезда! Пока проблемы были, рынок потеряли... Грузы ушли полякам, литовцам, на паромы. У автомобилистов дефицит грузов, работы мало.

Юлия Нежид: - Есть какие-то формы экономического сопротивления? Можете ли вы свернуть бизнес и уйти отсюда, потому что дальше работать невозможно?

Владимир Михайлов: - В Европе минимальная рентабельность, а в России по-прежнему можно по 100% «наворачивать». Иностранцы понимают, что здесь можно получить хорошую прибыль. А условия работы... С ними нужно или мириться, или отсюда уходить.

Наталья Сливка: - Зарубежный бизнес приходит с определенной долей идеализма, от этого никто не застрахован. Но и риски, безусловно, просчитываются. Любую проблему можно решить, приложив усилия и мозги. И с этой протестантской этикой «ты работаешь, и тебе воздастся», мы и приходим. Наша компания работает столетия, и для нас важен не только краткосрочный результат. Наша цель - долгое дыхание.

Леонид Степанюк: - Мы начинали работу задолго до кризиса, новые заводы тут росли как грибы. Но ударил кризис — деваться некуда. Есть теория, что если объект построен на 65%, его нужно обязательно закончить, иначе потеряешь деньги. Если меньше — лучше остановиться и уйти, потому что потери будут большие. Что касается дальнейшей работы... Перспективы в Калининграде хорошие. Но пока приходится выживать, искать новые технологии. Как уйдешь, если объекты уже стоят? Остается только пахать, чтобы вернуть свои инвестиции.

поделиться
опрос 14 ноября 2024

Красная икра за год подорожала в два раза. Вы будете покупать этот деликатес на новогодний стол?

46