Заняться темой бывших школ мы решили после звонка читательницы «СК» Веры Гордеевой. Начальник почтового отделения рассказала, что ее родной поселок Фрунзенское постепенно приходит в запустение.
- Три года назад закрыли школу, детскую площадку разобрали и увезли в Мозырь, почта на ладан дышит, - рассказала Вера Павловна. - Все говорят, что Калининградская область — центр Европы, на самом деле мы — дыра в центре Европы! Да что рассказывать, приезжайте, посмотрите сами.Чтобы попасть в бывшую школу п. Красное, нам приходится перелезать через забор — калитка закрыта на замок. Здание пустует, но хорошо сохранилось, все стекла на месте, двери крепко закрыты. Двор и асфальтированная площадка во дворе, на которой еще несколько лет назад проводили школьные линейки, давно заросли бурьяном.
Сами по себе
В Правдинском районе за пять лет закрылись четыре школы — каждая третья (остались шесть общеобразовательных и одна начальная), многим учителям пришлось искать новую работу, но кому-то и повезло — их взяли в сохранившиеся учебные заведения. Из всех закрытых зданий используется всего одно — в п. Новобобруйск. В добротном двухэтажном здании сегодня располагаются библиотека, местное отделение почты, клуб и детский сад, который занимает второй этаж. Свободных помещений — уйма, однако в садике всего 15 малышей.
- Детей в поселке много, но, увы, не у всех родителей есть деньги, чтобы платить за детский сад. С работой у нас туго... - рассказывает воспитательница.
А вот Дворкино садик необходим. Поселок известен тем, что в нем находится одна из крупных компаний-производителей молока, многие местные жители там работают. Перед хорошо отремонтированным зданием администрации фирмы — два джипа.
Школа тоже заброшена, в окнах еще сохранились стекла (часть помещений занимает фельдшерско-акушерский пункт), рамы заколочены досками, над входной дверью - ржавый школьный звонок.
- Работа в поселке есть, но платят, если честно, не очень-то, - признается продавщица местного магазина. - Проблема у нас — в семьях по двое-трое детей рождаются, а девать их некуда, молодые женщины сидят дома, работать не могут. Вот открыли бы на месте нашей школы садик, было бы замечательно!
Последний на нашем пути — поселок Курортное. Местная жительница Вера Александровна утверждает — летом здесь красиво.
- Живу в Курортном 50 лет, неподалеку речка, замок немецкий на берегу, - рассказывает пенсионерка. - Но что творится в последнее время — просто ужасно! Школу закрыли три года назад, фельдшерско-акушерский пункт и клуб хотят закрыть. Я даже в газету «Страна Калининград» собиралась писать!
Никуда уже писать не надо — мы сами приехали посмотреть, как живет поселок и что происходит с бывшей школой. Красивое двухэтажное здание довоенной постройки с белыми колоннами разделено на две половины — в одной пока еще работающий фельдшерско-акушерский пункт, во второй раньше была начальная школа. Забираемся в нее через разбитое окно, внутри —просторные помещения с хорошим ремонтом, в классах даже сохранились школьные доски, в одном кабинете — парта. На полах валяются тетрадки, школьные учебники, азбука, книжка «Закон об образовании РФ». Такое впечатление, что дети покидали здание в страшной спешке буквально накануне. На втором этаже на подоконнике — пустая бутылка из-под водки, пластмассовые стаканчики и остатки нехитрой закуски.
- Никому ничего не надо, живу в соседнем доме, так сама школу и охраняю от непрошеных гостей, - говорит Вера Александровна. - Жалко, ведь мои дети тут учились...
В это время мимо школы идет 16-летний десятиклассник Давид.
- Ходил в эту школу, когда маленький был, нравилось, - рассказал парень. - Сейчас уже много лет езжу в школу поселка Дружное. А разве есть выбор?
Благие цели
За пять лет в Калининградской области закрылись 65 школ из 257 - каждая четвертая. Свою роль сыграло введение системы «подушевого» финансирования - школа получает деньги за каждого ученика, чем больше учащихся - тем больше средств у школы. Считается, что эта система повышает конкуренцию между учебными заведениями, в борьбе за учеников они улучшают качество образования. В городе система работает неплохо, хотя и привела к перегибам — престижные заведения переполнены, дети учатся в две смены. Однако маленькие школы, находившиеся в шаговой доступности от сельских ребятишек, столкнулись с финансовыми трудностями — ведь в них училось не так много душ, за которые платят деньги, хотя малокомплектные школы получали чуть больше остальных. Эта политика вызвала много нареканий у жителей области, несогласных с тем, что школы закрывают, детям приходится добираться на учебу за несколько километров, что на селе исчезают очаги культуры, которыми были школы. Еще свежа в памяти борьба с властями Краснолесненской школы Нестеровского района. Учителя борьбу проиграли: теперь в поселке начальная школа-детский сад, ребят постарше отправили в другие учебные заведения. Прежнее руководство области было непреклонно: «Реформа - во благо, крайне важно, чтобы дети обучались в достойных школах хорошими педагогами».
В областном минобразования утверждают, что есть еще несколько причин. Главная — нет детей: дал о себе знать демографический провал начала 90-х годов, за 10 лет учеников в Калининградской области стало меньше на 30%.
Кроме того, сельские школы не соответствовали санитарным и противопожарным нормам: они располагались в зданиях довоенной постройки, без водопровода, канализации, спортзалов и столовых.
- Еще одна причина — отсутствие квалифицированных специалистов, учителя вели в школах несколько предметов, - сообщили в министерстве. - Не было доступа к качественному образованию, уровень подготовки выпускников сельских школ оставлял желать лучшего.
Сейчас в Калининградской области, как и в целом по России, отмечается демографический подъем — детей рождается гораздо больше, чем 10 лет назад (эксперты связывают это с тем, что начало обзаводиться семьями поколение беби-бума 80-х).
- Учебных заведений у нас достаточно, и не забывайте, что мы строим новые, современные, - успокаивает замминистра образования Светлана Юрьева. - Многие сейчас говорят, что сельские школы — очаг культуры, там работают кружки, продленки... Смею вас заверить, что многие школы, которые закрылись за последние годы, таковыми не были — сразу после занятий на их дверях появлялся замок.
Другой вопрос — что происходит со зданиями закрытых сельских школ, почему они никак не используются и постепенно приходят в негодность. Оказалось, что это — забота местных властей, ведь они - собственники зданий.
- Во всех муниципалитетах есть планы развития образовательной сети, где обозначены и предложения по использованию зданий, - утверждают в министерстве образования.
Что говорят местные власти?
- Три начальные школы были закрыты из-за значительного снижения числа детей - до 25-40 человек на школу, - сообщил «СК» глава Правдинского района Сергей Крапивный. - Введение подушевого финансирования привело к нехватке средств на развитие малочисленных сельских школ.
По словам главы, образовательные и кадровые ресурсы сосредоточены на укрупненных средних школах, туда организован подвоз учеников из сел.
Здание школы п. Красное, встроенное помещение школы п. Дворкино, доля в праве на здание школы в п. Курортное, находящиеся в собственности Правдинского района, были включены в план приватизации на 2010 г. Однако объекты проданы не были, их планируется вновь выставить на торги в 2011 г.
Только цифры*
За 10 лет число детей школьного возраста сократилось с 121474 человек до 86034 человек
В 2005 году в области было 257 школы, в 2009 осталось 192.
19 зданий бывших школ переданы или планируется передать под объекты социально-культурного назначения
7 — используются, либо будут использоваться под жилье
1 — передается в долгосрочную аренду
на 9 зданий пока нет никаких планов
*данные областного министерства образования
Больше не закроют?
Новая власть изменила подход к сельским школам, которые пока еще остались в Калининградской области.
- Мы не можем себе позволить такую роскошь — закрывать школы, ведь они не только несут на себе социальную нагрузку, но и помогают сохранить село, сельское хозяйство, - сказал «СК» губернатор Николай Цуканов. - Малокомплектные сельские школы, у которых есть трудности с деньгами, сделаем филиалами крупных учебных заведений.
В ликвидированные сельские школы вряд ли вернутся дети — слишком жестки требования пожарных, санитарных служб. Но те учебные заведения, которые еще остались, губернатор обещает сохранить. На 9 малокомплектных и 57 школ, в которых учатся меньше 350 учеников, из областного бюджета выделят дополнительно 65 млн рублей.