или Зарегистрироваться
Общество
729
0
03 декабря 2010

Закрытые сельские школы приходят в упадок

Здания, в которы еще несколько лет назад учились дети, разрушаются

Заняться темой бывших школ мы решили после звонка читательницы «СК» Веры Гордеевой. Начальник почтового отделения рассказала, что ее родной поселок Фрунзенское постепенно приходит в запустение.

- Три года назад закрыли школу, детскую площадку разобрали и увезли в Мозырь, почта на ладан дышит, - рассказала Вера Павловна. - Все говорят, что Калининградская область — центр Европы, на самом деле мы — дыра в центре Европы! Да что рассказывать, приезжайте, посмотрите сами.Чтобы попасть в бывшую школу п. Красное, нам приходится перелезать через забор — калитка закрыта на замок. Здание пустует, но хорошо сохранилось, все стекла на месте, двери крепко закрыты. Двор и асфальтированная площадка во дворе, на которой еще несколько лет назад проводили школьные линейки, давно заросли бурьяном.

Сами по себе

В Правдинском районе за пять лет закрылись четыре школы — каждая третья (остались шесть общеобразовательных и одна начальная), многим учителям пришлось искать новую работу, но кому-то и повезло — их взяли в сохранившиеся учебные заведения. Из всех закрытых зданий используется всего одно — в п. Новобобруйск. В добротном двухэтажном здании сегодня располагаются библиотека, местное отделение почты, клуб и детский сад, который занимает второй этаж. Свободных помещений — уйма, однако в садике всего 15 малышей.

- Детей в поселке много, но, увы, не у всех родителей есть деньги, чтобы платить за детский сад. С работой у нас туго... - рассказывает воспитательница.

А вот Дворкино садик необходим. Поселок известен тем, что в нем находится одна из крупных компаний-производителей молока, многие местные жители там работают. Перед хорошо отремонтированным зданием администрации фирмы — два джипа.

Школа тоже заброшена, в окнах еще сохранились стекла (часть помещений занимает фельдшерско-акушерский пункт), рамы заколочены досками, над входной дверью - ржавый школьный звонок.

- Работа в поселке есть, но платят, если честно, не очень-то, - признается продавщица местного магазина. - Проблема у нас — в семьях по двое-трое детей рождаются, а девать их некуда, молодые женщины сидят дома, работать не могут. Вот открыли бы на месте нашей школы садик, было бы замечательно!

Последний на нашем пути — поселок Курортное. Местная жительница Вера Александровна утверждает — летом здесь красиво.

- Живу в Курортном 50 лет, неподалеку речка, замок немецкий на берегу, - рассказывает пенсионерка. - Но что творится в последнее время — просто ужасно! Школу закрыли три года назад, фельдшерско-акушерский пункт и клуб хотят закрыть. Я даже в газету «Страна Калининград» собиралась писать!

Никуда уже писать не надо — мы сами приехали посмотреть, как живет поселок и что происходит с бывшей школой. Красивое двухэтажное здание довоенной постройки с белыми колоннами разделено на две половины — в одной пока еще работающий фельдшерско-акушерский пункт, во второй раньше была начальная школа. Забираемся в нее через разбитое окно, внутри —просторные помещения с хорошим ремонтом, в классах даже сохранились школьные доски, в одном кабинете — парта. На полах валяются тетрадки, школьные учебники, азбука, книжка «Закон об образовании РФ». Такое впечатление, что дети покидали здание в страшной спешке буквально накануне. На втором этаже на подоконнике — пустая бутылка из-под водки, пластмассовые стаканчики и остатки нехитрой закуски.

- Никому ничего не надо, живу в соседнем доме, так сама школу и охраняю от непрошеных гостей, - говорит Вера Александровна. - Жалко, ведь мои дети тут учились...

В это время мимо школы идет 16-летний десятиклассник Давид.

- Ходил в эту школу, когда маленький был, нравилось, - рассказал парень. - Сейчас уже много лет езжу в школу поселка Дружное. А разве есть выбор?

Благие цели

За пять лет в Калининградской области закрылись 65 школ из 257 - каждая четвертая. Свою роль сыграло введение системы «подушевого» финансирования - школа получает деньги за каждого ученика, чем больше учащихся - тем больше средств у школы. Считается, что эта система повышает конкуренцию между учебными заведениями, в борьбе за учеников они улучшают качество образования. В городе система работает неплохо, хотя и привела к перегибам — престижные заведения переполнены, дети учатся в две смены. Однако маленькие школы, находившиеся в шаговой доступности от сельских ребятишек, столкнулись с финансовыми трудностями — ведь в них училось не так много душ, за которые платят деньги, хотя малокомплектные школы получали чуть больше остальных. Эта политика вызвала много нареканий у жителей области, несогласных с тем, что школы закрывают, детям приходится добираться на учебу за несколько километров, что на селе исчезают очаги культуры, которыми были школы. Еще свежа в памяти борьба с властями Краснолесненской школы Нестеровского района. Учителя борьбу проиграли: теперь в поселке начальная школа-детский сад, ребят постарше отправили в другие учебные заведения. Прежнее руководство области было непреклонно: «Реформа - во благо, крайне важно, чтобы дети обучались в достойных школах хорошими педагогами».

В областном минобразования утверждают, что есть еще несколько причин. Главная — нет детей: дал о себе знать демографический провал начала 90-х годов, за 10 лет учеников в Калининградской области стало меньше на 30%.

Кроме того, сельские школы не соответствовали санитарным и противопожарным нормам: они располагались в зданиях довоенной постройки, без водопровода, канализации, спортзалов и столовых.

- Еще одна причина — отсутствие квалифицированных специалистов, учителя вели в школах несколько предметов, - сообщили в министерстве. - Не было доступа к качественному образованию, уровень подготовки выпускников сельских школ оставлял желать лучшего.

Сейчас в Калининградской области, как и в целом по России, отмечается демографический подъем — детей рождается гораздо больше, чем 10 лет назад (эксперты связывают это с тем, что начало обзаводиться семьями поколение беби-бума 80-х).

- Учебных заведений у нас достаточно, и не забывайте, что мы строим новые, современные, - успокаивает замминистра образования Светлана Юрьева. - Многие сейчас говорят, что сельские школы — очаг культуры, там работают кружки, продленки... Смею вас заверить, что многие школы, которые закрылись за последние годы, таковыми не были — сразу после занятий на их дверях появлялся замок.

Другой вопрос — что происходит со зданиями закрытых сельских школ, почему они никак не используются и постепенно приходят в негодность. Оказалось, что это — забота местных властей, ведь они - собственники зданий.

- Во всех муниципалитетах есть планы развития образовательной сети, где обозначены и предложения по использованию зданий, - утверждают в министерстве образования.

Что говорят местные власти?

- Три начальные школы были закрыты из-за значительного снижения числа детей - до 25-40 человек на школу, - сообщил «СК» глава Правдинского района Сергей Крапивный. - Введение подушевого финансирования привело к нехватке средств на развитие малочисленных сельских школ.

По словам главы, образовательные и кадровые ресурсы сосредоточены на укрупненных средних школах, туда организован подвоз учеников из сел.

Здание школы п. Красное, встроенное помещение школы п. Дворкино, доля в праве на здание школы в п. Курортное, находящиеся в собственности Правдинского района, были включены в план приватизации на 2010 г. Однако объекты проданы не были, их планируется вновь выставить на торги в 2011 г.

Только цифры*

За 10 лет число детей школьного возраста сократилось с 121474 человек до 86034 человек

В 2005 году в области было 257 школы, в 2009 осталось 192.

19 зданий бывших школ переданы или планируется передать под объекты социально-культурного назначения

7 — используются, либо будут использоваться под жилье

1 — передается в долгосрочную аренду

на 9 зданий пока нет никаких планов

*данные областного министерства образования

Больше не закроют?

Новая власть изменила подход к сельским школам, которые пока еще остались в Калининградской области.

- Мы не можем себе позволить такую роскошь — закрывать школы, ведь они не только несут на себе социальную нагрузку, но и помогают сохранить село, сельское хозяйство, - сказал «СК» губернатор Николай Цуканов. - Малокомплектные сельские школы, у которых есть трудности с деньгами, сделаем филиалами крупных учебных заведений.

В ликвидированные сельские школы вряд ли вернутся дети — слишком жестки требования пожарных, санитарных служб. Но те учебные заведения, которые еще остались, губернатор обещает сохранить. На 9 малокомплектных и 57 школ, в которых учатся меньше 350 учеников, из областного бюджета выделят дополнительно 65 млн рублей.

поделиться
опрос 09 апреля 2024

Куда отправите детей на каникулы летом?

3