-Когда мы наступали в 1945-м, хлестал дождь, так еще и немцы залили свои дренажные системы канализационными водами, - вспоминает бывший младший лейтенант Владимир Бектеев. - Мы шли в составе 43-й армии. Пробирались с трудом, по колено в воде. Но все-таки прорвались, дошли сначала до фортов, а затем и до улиц.
Военная операция в Кёнигсберге началась 7 апреля. Часть советских солдат продвигалась по красивой немецкой улочке Штефекштрассе (сейчас ул. Катина).
- Это сейчас все запущено, а тогда вдоль дороги (бывшая улица Катина) росли пшеница и рожь, ни сантиметра земли не пустовало, - продолжает Владимир Иванович. - В 1945-м мы там огромный урожай озимых собрали. Русские думали, что немцы - дураки, в землю зачем-то керамические трубки вставляли, все их вырыли, а теперь в районе Катина - болото.
Защищали немцев
- Как только город взяли, мы - работники 8-й комендатуры - стали устанавливать советскую власть, - говорит мой собеседник. - Мне тогда 20 лет было. Нам поручили весь нынешний Октябрьский район и часть Центрального. В первое время немцы нас боялись как огня. Но видя к себе хорошее отношение, начали выходить из подвалов и чердаков. Комендатура провела перепись населения, всем выдала карточки на питание. Тех, кто мог работать, распределили по участкам. Кстати, многие немецкие специалисты учили нас, как обращаться с техникой.
Особняк для офицера
В 1945 году нашего героя поселили в домике священника рядом с Юдиттен-кирхой (сейчас Свято-Никольский собор). При штурме там ни одного стекла не разбили, это уже потом кирху разрушили до основания. Затем молодые офицеры переехали в бывший пятый роддом, каждый занял по комнате (палате). А уже прямо перед демобилизацией солдатам разрешили самим выбирать жилье.
- Мы же тогда хозяевами были, - говорит Владимир Бектеев. - С другом и его семьей решил в особняк переехать, в конце проспекта Мира, там и мебель осталась, и посуда. Я полтора года там прожил. Потом женился и переехал в квартиру.
- А как ваша жизнь изменилась за 62 года?
- Мы тогда знали, что завтра будет лучше, чем сегодня. А сейчас уверены: завтра будет хуже, чем сегодня - слишком быстро растут цены. Но не могу сказать, что живется совсем уж плохо. Главное - детей так воспитать, чтобы они потом помогали.
От автора
В Кёнигсберге Владимир Иванович женился, тут появились на свет его дети и внуки. Сейчас он живет в пятикомнатной квартире и особо не жалуется. Пенсия - 14 тыс. руб. - позволяет не бедствовать, помогает семья. Кто-то скажет - повезло.
В регионе осталось 365 участников штурма Кёнигсберга. К сожалению, далеко не все они живут хорошо. Правда, все равно говорят «спасибо» властям за то, что не забыли. Ведь каждый год в День взятия Кёнигсберга проводятся праздники, а ветеранам выделяют… по тысяче рублей. Правда, только раз в год. Но ведь герои заслуживают больше, чем эти крохи. К тому же их становится все меньше. Мы, в свою очередь, низко кланяемся всем, кто в далеком 45-м по колено в грязи, под проливным дождем, с оружием в руках шел вперед и отвоевывал для нас спокойное будущее.
Наталья АНДРЕЕВА, [email protected]