Наш сегодняшний гость - капитан-наставник барка «Крузенштерн» Геннадий Коломенский. Практически вся его жизнь связана с этим знаменитым парусником.
Досье «СК»
Геннадий Коломенский родился в 1941 г. в Кронштадте. Работал на Кронштадтском ордена Ленина морском заводе. С 1969 г. ходит на «Крузенштерне», из них 30 лет капитаном. Заслуженный мастер спорта.
Моряк по призванию
Геннадий Васильевич не мечтал о карьере моряка: после школы пошел по стопам родных. Устроился, как отец, дед и прадед, на морской завод слесарем-судоремонтником. Работал и занимался парусным спортом.
- В 1966 году к нам на ремонт встал «Крузенштерн» - тогда он был под военно-морским флагом, - вспоминает Геннадий Васильевич. - Я даже и не подозревал, что моя дальнейшая судьба будет с ним тесно связана.
Это время было переломным и для парусника. Тогда «Седов» и «Крузенштерн» вывели из состава судов ВМФ. В Советском Союзе начали строить современные океанографические корабли и надобность в парусниках отпала. Их решили пустить на металлолом…
- Спас корабли капитан «Седова» Петр Митрофанов: он ходил по разным инстанциям и искал организацию, которая взяла бы на себя содержание парусников. Доказывал, что они еще послужат хорошему делу - обучению и воспитанию будущих моряков, специалистов флота, - вспоминает Коломенский. - В итоге Министерство рыбного хозяйства взяло к себе на баланс и «Седов», и «Крузенштерн», они стали учебными судами.
Экипажи парусников распустили, поэтому срочно были нужны новые кадры. Командир «Крузенштерна», капитан 1-го ранга Павел Власов пришел в яхт-клуб, чтобы рассказать о судне. Романтика - путешествия, трудности - вдохновила молодежь, и парни, бросив привычную работу, пришли на судно. Так в октябре 1969 года Коломенский стал матросом 1-го класса. С тех пор он не расставался с барком.
- Так уж получилось, - улыбается капитан. - Я ведь не думал всю жизнь посвящать морю. Даже в бытность капитаном хотел уйти: почувствовал - хватит. Но получилось так, что подобрать замену не смогли. А дальше - втянулся... Я сейчас, когда с курсантами общаюсь, всегда их честно предупреждаю: море затягивает, семейные отношения построить и сохранить непросто. Мои жена, дочь с сыном живут в Санкт-Петербурге. Но слишком редко я их вижу - бывало, несколько лет работал без отпуска.
Награды в музее не помещаются
Сегодня барк «Крузенштерн» знаменит на весь мир - он неоднократный победитель многочисленных международных парусных регат, трансатлантических гонок и других спортивных соревнований. Наград столько, что даже в музее не помещаются!
Кстати, музей на борту барка бесподобный: под него специально оборудовали комнату, в которой разместили стеллажи с документами, фотографиями, наградами и сувенирами, собранными экипажем судна со всего света. Когда «Крузенштерн» заходит в различные порты, его экспозицию приходят посмотреть тысячи людей. Славы паруснику добавили и два кругосветных плавания (в 1995 и 2005 годах).
А уж сколько курсантов прошли здесь практику! Геннадий Васильевич был наставником многих капитанов, к примеру, Сергея Утицына, который стоит у руля самого крупного на сегодняшний день в мире парусника «Роял-клипер».
- Обычно судно живет от силы лет тридцать. «Крузенштерну» уже 82-й год, а он в прекрасном состоянии - хоть сейчас в кругосветку! - улыбается Геннадий Васильевич.
Парусник пережил немало сложных времен. Так, в непростые для страны 90-е его передали Балтийской государственной академии, и с тех пор о нем постоянно заботятся. В 1993 году барк капитально отремонтировали, заменили устаревшее оборудование на современное. Текущий ремонт ведется постоянно.
Геннадий Васильевич говорит о «Крузенштерне» как о близком и дорогом человеке.
- Конечно, ведь у него своя душа, - улыбается мой собеседник. - С судном нужно ладить, любить его, холить, лелеять, разговаривать с ним, особенно когда штормит. «Крузенштерн» - парусник своенравный, с непростым характером, но никогда не подводил.
Справка «СК»
Парусник «Падуя» (старое название «Крузенштерна») - один из самых быстроходных в мире перевозчиков сыпучих грузов, построен в Германии в 1926 г.
После Великой Отечественной войны был передан Советскому Союзу.
Название «Крузенштерн» судно получило в феврале 1946 г. в честь Ивана Крузен-штерна, русского мореплавателя и ученого, воспитавшего целую плеяду русских моряков.
На «Крузенштерне» ежегодно проходят практику отличники морских вузов со всей России.
О проекте
Галина Булгакова, заведующая отделом по делам молодежи г. Балтийска, начальник местного отделения «Молодой Гвардии Единой России»:
- Патриотическое воспитание молодежи актуально: сейчас растет поколение, которому предстоит реализовывать планы, строить будущее. Важно, что герои проекта «Гордость России» - обычные люди, которые своим трудом и умом многого добились в жизни.
Игорь Шлыков, начальник управления по делам молодежи мэрии г. Калининграда, начальник регионального отделения «Молодой Гвардии Единой России»:
- Молодежь нуждается в примерах для подражания. Я вернул бы «Доски почета», чтобы отмечать достижения достойных людей разных профессий: лучших педагогов, певцов, врачей.
Было дело: Спасли девушку
В 2002 г. парусник участвовал в гонке через Атлантический океан.
- Прошло уже больше недели соревнований, мы лидировали, - вспоминает Геннадий Коломенский. - И тут произошло несчастье: на польской шхуне «Погорье» - одной из участниц, - с мачты (высота 25 м!) упала девушка. Экипаж запросил медицинскую помощь: на «Крузенштерне» прекрасный врач. Парусник лег в дрейф и взял девушку на борт. Ее состояние было очень тяжелым, поэтому мы приняли решение выйти из гонки и переправить больную на сушу. Время потеряли, но… все равно выиграли! Наши соперники попали в штиль, а мы эту зону обошли и стали первыми.
P.S.
Недавно двенадцать калининградских моряков с барка «Крузенштерн» получили высокие государственные награды. Герой нашего материала Геннадий Коломенский удостоен ордена «За морские заслуги». Поздравляем!
Материалы подготовила Оксана Сазонова при содействии КРО партии «Единая Россия»