Помог кризис
В 2018 году наша героиня, переводчик по профессии, перебралась из Калининграда в столицу. А спустя четыре года она подписала контракт с крупным книжным издательством Freedom («Эксмо»).
- Как вышла ваша первая книга?
- Первую книгу я выпустила самиздатом. То есть сама подготовила текст, сделала обложку - и в специальной конторе её напечатали маленьким тиражом. Потом подруга рассказала, что издательство Freedom набирает рукописи. Я отправила, даже не думала, что на меня кто-то обратит внимание. А мне ответили, что заинтересовались. В каком-то смысле помог кризис: в тот год поток авторов из-за рубежа сократился и стали искать новые российские имена.
- То есть нужен хороший текст - и тебя заметят?
- Не совсем так. Текст может быть прекрасным, но не подходить конкретному издательству. Оно в первую очередь рассматривает рукопись с точки зрения портфеля. Если это не их жанр или предложений уже много, то всё бесполезно. Мои книги (в итоге вышла трилогия) - городское фэнтези, и это направление подошло, поскольку издательство выпускает книги для аудитории 20-30 лет.
- Молодёжь, вопреки расхожему мнению, всё-таки читает?
- Издательство каждый год проводит конференцию для авторов, и там делятся данными: 18-23 года - как раз самая читающая аудитория. Наравне с возрастом 45-60 лет. Молодёжь слушает аудиокниги, читает в электронном виде и покупает в бумажном. Книги сегодня выпускают красивые, обложки - как произведение искусства - чтобы привлекать внимание, чтобы было приятно держать их в руках. Классику переиздают в новых обложках, часто анимешных - для школьников. Думаю, если бы в моём детстве такое было, то я охотнее читала бы произведения из учебной программы.
- Сами что любите читать?
- Фантастику, причём с детства! Когда-то прочитала «Голову профессора Доуэля» (16+) Александра Беляева - и была потрясена! Фантастика - это про технологии, фэнтези - про магию. И я не понимаю, почему первый жанр в такой опале у современного читателя. Оба жанра про героев, людей, их отношения друг с другом, окружающими и миром. О поиске в этом мире своего места, о правильном и неправильном выборе, о борьбе с внутренними демонами и победе или поражении от них.
Эйрин Фаррон (это псевдоним нашей землячки) первую книгу выпустила самиздатом
Вампиры и русалки
- Давай поговорим о трендах.
- У молодёжи популярны фэнтези и любовные романы, а лучше - два в одном. Из тем хорошо идёт альтернативная российская империя: история, когда революции не случилось, и всё разворачивается в уцелевшей империи. В тренде вампиры, драконы и другие сверхъестественные существа. В том числе есть мода на славянское фэнтези, где среди героев - представители нашей мифологии: колдуны, русалки и прототипы персонажей из русских сказок в современных реалиях. Также пользуется спросом китайское (азиатское) фэнтези, причём не обязательно написанное китайскими авторами.
- А российские авторы популярны?
- На мой взгляд, они сегодня пишут намного лучше, чем зарубежные. Возможно, это связано с не слишком хорошим переводом. Мне нравится советская школа, когда переводчик часто значил ничуть не меньше, чем автор. И создавал в каком-то смысле отдельное новое произведение. Сейчас переводы страдают, но всё равно идёт большой перекос в сторону зарубежных книг. Хотя для российских авторов есть своя ниша. Просто приходится себя продвигать, быть постоянно на виду, чтобы книги продавались и издательство видело, что это рентабельно и вкладывалось дальше.
- Получается, современный писатель - это не только про литературу?
- Совсем нет: он и маркетолог, и менеджер.
- Соцсети помогают?
- Безусловно. Если есть аудитория у автора, которая готова купить его книгу, это приветствуется. Достаточно распространённая схема - блогеру с большой аудиторией отправляют на обзор книгу на тематику, которую он любит и в которой компетентен. Я тоже использую соцсети: и для продвижения, и для сотрудничества с блогерами: отправляю им книги для рецензий. Есть те, кто специализируется именно на книжной теме. С некоторыми я дружу, называю их своими амбассадорами. Они же - мои бета-ридеры, то есть люди, которые читают книгу ещё до издательства и дают обратную связь. Получается своеобразная фокус-группа: блогеры просматривают весь текст и реально помогают заметить и устранить какие-то недочёты в сюжете и т. п.
- Знаю, что среди любителей книг есть и своя атрибутика.
- Да, её много: книжные дневники, закладки, открытки, даже свечи с запахами, отражающими характеры героев (ещё это могут быть ароматы, связанные с каким-то моментом или местом в книге и т. п.). Составляют книжные боксы по произведениям. Я, например, в свой собирала саму книгу, свечи с ароматами, отражающими характеры главных героев, чай с бергамотом (тоже привязка к сюжету, с этим запахом ассоциируется город), набор открыток и тематических закладок. Делают акриловые фигурки, брелоки с персонажами. Люди их коллекционируют. Всё это помогает проникнуться историей, создать интерактив.
Советы начинающим
- Многим кажется, что если издал книгу, то вот она, слава, богатство.
- Это миф. Конечно, если ты условный Пелевин и 20-30 лет на книжном рынке, у тебя уже есть миллионная аудитория, то всё так. Такие же авторы, как я, кто издаётся стандартными тиражами по 3-4 тысячи экземпляров, зарабатывают мало. Приведу пример: на деньги, полученные с самого крупного моего тиража, я могла бы четыре месяца покупать продукты на семью из двух человек и кошки (живём в Москве). Так что это больше не про заработок, а про возможность себя реализовывать. Я хотела стать автором большого издательства, чтобы мои книги продавались по всей стране в магазинах, чтобы они стояли на полках. Мечта исполнилась!
- Какие ещё есть мифы?
- Например, о том, что, попав в издательство, можно расслабиться: о книге теперь узнают и прочитают тысячи. На самом деле работа по привлечению внимания только начинается. Официальное издание - вообще не гарантия, что книгу будут читать. Да даже что её заметят. О ней надо постоянно кричать, её надо постоянно показывать - и чем ярче, тем лучше. Вокруг огромное количество информации, каждый месяц выходят десятки книг, и, если отпустить поводья, то уже через пару дней после выхода о книге никто не вспомнит.
- На встречах с читателями, наверняка, начинающие авторы спрашивают у вас совета.
- Всегда говорю им не останавливаться, даже если сейчас книга кажется никому не нужной. Бывает, что люди, которые год назад ещё были никем, вдруг выходят в топы, становятся известными. Ещё важно не воспринимать слишком близко к сердцу отрицательные отзывы. По крайней мере, пока ты не научился на них реагировать. Я уже могу прочитать негативный отзыв и выбрать из него то, что мне полезно. Но поначалу сложно отделить рациональное от эмоционального, и могут опуститься руки. Третий важный совет: смотреть портфель издательства прежде, чем отсылать текст. Иначе можно получать отказ за отказом, обижаться, думать, что в твоей книге что-то не так - а это просто не тот формат или жанр, который берут в этом конкретном месте.
Книжный бокс создают по произведениям
Что почитать: ТОП-7 от Эйрин Фаррон
-
Светлана Поделинская «Полнолуние» (18+)
-
Софи Анри «Принц Ардена» (18+)
-
Рита Хоффман «Мрачный взвод» (18+)
-
Виктор Дашкевич «Граф Аверин» (16+)
-
Уильям Гибсон «Нейромант» (18+)
-
Марта Уэллс «Дневники Киллербота» (16+)
-
Лю Цысинь «Задача трёх тел» (16+)
фото из архива героини материала
Еще больше информации о Калининграде и калининградцах в Telegram Страна Калининград подписывайтесь!