Специалист отдела криминалистики следственного управления регионального Следственного комитета Лидия Шейнова работает в ведомстве с 2019 года, до этого получила два высших образования в области классической и клинической медицинской психологии, 7 лет проработала в стационаре психиатрической больницы.
Специалист отдела криминалистики следственного управления регионального СК Лидия Шейнова за работой
Жесты-эмблемы
- Перед исследованием на полиграфе проходит предтестовая беседа. Это основной этап, дающий максимум информации о человеке, его базовой линии поведения, - говорит Лидия Шейнова. - При этом вербальной информации всего 10-15 %. Человек может удерживать под контролем речь и эмоции, истинные же переживания сдают телесные реакции и жесты.Единого клише нет, всё зависит от контекста. Бытует стереотип, что если человек почесал нос, то он утаивает информацию либо лжёт.
- Не всегда, - продолжает Лидия Шейнова, - это может быть реакцией на неприятный запах. И если человек отводит взгляд, что он врёт, тоже не факт. Наглый, уверенный в себе может лгать, глядя прямо в глаза. Но есть особые жесты-эмблемы: они заменяют слово, которое нельзя выразить вслух. Если человек их выдаёт, для специалиста это показатель того, что он как минимум «в теме».
Случай из практики. Несколько раз с разных ракурсов я задавала, по сути, один и тот же вопрос обвиняемому в половом преступлении против малолетней падчерицы мужчине. Он был под конвоем, в наручниках, и чем глубже к теме, тем ярче он реагировал: поджимал губы, покашливал, краснел. Не выдержав внутреннего накала, продолжая словесно отрицать то, что я спрашивала, он сложил руки в замок, поднёс их ко рту и прижал указательные пальцы к губам: словно закрыл рот на замок. При этом мужчина твердил: «Такого не было». Но его тело кричало: «Молчи, опасно!».
Опасаться стоило: в итоге было доказано много эпизодов реализации его извращённых фантазий за счёт девочки с её 6 до 12 лет. Организм ребёнка отреагировал на происходящее по-своему, в 9 лет у девочки началась анемия. По словам потерпевшей, горе-отчим предлагал ей варианты «лечения». Именно вопрос о том, был ли у него с ребёнком разговор на эту тему, и спровоцировал «предательский» жест. Страшно и то, что девочка принимала сказки отчима за истину. В 2022 году он был осужден на 20 лет тюрьмы. Ещё случай. Отвечая на вопросы полиграфолога, человек дистанцировался физически - отодвигался на стуле назад, пока не «доехал» спиной до стены. Так не хватало чувства опоры в неприятной ему теме!
Последнее слово
- Часто в случае пропажи человека возбуждают дело по ст. 105 Уголовного кодекса «Убийство». Если есть предположение, что его отравили, сожгли, утопили и прочее, используется методика, где я говорю подозреваемому: «Если вы видели его в последний раз, то точно знаете, что с ним произошло. Повторяйте за мной последнее слово совершённых действий», - рассказывает Лидия Шейнова. - Перед этим мы объясняем, что работаем так со всеми свидетелями. Допустим, пропавшего видели пять односельчан. Каждый из них за мной повторяет: отравили, закопали, сожгли и так далее. Когда человек действительно не знает, что произошло, то на эти повторения у него нет реакций. Если же подозреваемые сожгли тело, то на повтор слова «сожгли» констатируем мощнейшие телесные реакции: пересыхает горло, перехватывает дыхание.Графики на экране полиграфа говорят специалисту о состоянии человека
Показательные примеры бывают и на кадровых исследованиях при приёме на работу.
- Всё, что человек когда-либо делал, сохраняется в памяти, и я предупреждаю: «Если вы скрываете хотя бы один элемент, проваливается вся система», - продолжает полиграфолог. - Например, на вопрос, был ли опыт приёма наркотиков, человек отвечает, мол, один раз, а ещё про 20 умолчал или что получил от этого удовольствие. При этом физиология рисует на полиграфе такую картину: учащённое сердцебиение, дыхание, потоотделение и пр. Это происходит в теле без контроля сознания.
Главное - неподвижность
Главное правило при прохождении полиграфа - сидеть в кресле с прикреплёнными к телу датчиками неподвижно и отвечать только «да» или «нет».- Полиграф проверяет только факты, только конкретные действия, - говорит специалист. - Например, воткнул нож или нет. Процесс записывается на камеру. Позволить себе излишнего эмоционального воздействия или нарушить личные границы, зайдя человеку за спину, я не могу. В то же время моя задача - удержать ситуацию под контролем, поставить оппонента в рамки. Иначе продуктивной работы не случится.
Прохождение полиграфа добровольное, отказывается от него около 10 %.
- Прежде чем человек подписывает заявление о согласии, я рассказываю, как это происходит, и говорю, что если человек причастен к преступлению, то полиграф это точно покажет. Один пожилой человек, которого обвиняли в половом преступлении, с порога сообщил: «Я вас боюсь». Соглашаясь на полиграф, как виновные, так и нет надеются, что подтвердят свои показания.
По словам полиграфолога, в половых преступлениях много оговоров, в её практике почти 90 %. Побуждают на это и месть, и материальная выгода. Бывает, что девушки-подростки угрожают так мужчинам, мол, не дашь денег, скажу, что ты мне что-то сделал. Или родители вовлекают детей в свои игры, например, в развод, где на кону квартира, и мама говорит 5-летней дочери, мол, скажи, что папа тебя там трогал…
- При маме начинаю общаться с ребёнком, задаю вопрос: «А тебя папа трогал?». Отвечает: «Нет, он меня просто мыл», - рассказывает Лидия Шейнова. - И видно, что все реакции спокойные. Такие мамы даже не понимают, что, задавая интимные вопросы, которые не имеют отношения к реальности, можно травмировать психику ребёнку! И тут мама, краснея, возмущается: «Значит, я всё придумала?!». По реакции ясно, что она уже сожалеет, что заварила это, и по итогу забирает заявление.
«Типичный киллер»
- Есть псевдосоветы, как обмануть полиграф: кнопку под пятку, сжимать мышцы сфинктера, живота, прикусывать язык. Это не работает. Перед тестом мы делаем запись физиологической карты в норме и при напряжении. Я прошу: «Прикусите кончик языка, задержите дыхание на вдохе». Записывается реакция, которую потом можно сравнить. Бывает, принимают успокоительные, объясняя состояние недосыпом. Это фармсопротивление. В таком случае процедура прекращается, но ситуацию я описываю. Был случай, когда девушка, обвинявшая сожителя матери в домогательстве, рассказывала об этом абсолютно индифферентно. Я установила фармпротиводействие, описала происходящее и передала следователю. После чего девушка забрала заявление.Не пробуйте обмануть полиграф
Одним из самых сложных для Лидии Шейновой дел стало то, где пострадали пятеро детей, с малолетства они подвергались половым извращениям отца. Доказательств его вины хватало. Полиграфолог работала с матерью, решался вопрос о лишении её родительских прав. Она уверяла, что любит детей...
- Я сама мама и к тому, что связано с детьми, отношусь трепетно. Потребовались большие усилия, чтобы эмоционально абстрагироваться от жутких подробностей дела и сохранить холодный рассудок профессионала, - делится специалист.
Не все люди могут проходить полиграф. Особенно сложно тревожным людям, эмоционально зажатым «тургеневским кисейным барышням». Последние и в полицию никогда не попадали, а телесные реакции выдают бешеные. Поэтому главные выводы о лжи и правде делает именно специалист, техника только дополняет этот процесс.
Лидия Шейнова - человек многогранный, в своё время успела поработать журналистом, занималась воздушной гимнастикой, а в 2020 году окончила курсы актёрского мастерства. Снялась в сериалах «Красное на белом» и «Нюрнберг».
- Столько эмоций! Люблю менять роли. На одном из кастингов мне сказали: «У вас образ типичного киллера», - улыбается полиграфолог.
Еще больше информации о Калининграде и калининградцах в Telegram Страна Калининград подписывайтесь!
поделиться