или Зарегистрироваться
Общество
776
0
23 августа 2024

«Давайте оставим «обшарпэ»

Историк архитектуры Марина Юшкевич рассказала о примерах использования руин
В Калининград с выступлением на лекторий волонтёрского движения «Хранители руин» приезжала историк архитектуры, журналист и преподаватель Британской высшей школы дизайна Марина Юшкевич

Она рассказала об руинированных объектах по всему миру и о том, как им дают вторую жизнь. А также поделилась своим мнением о возрождении кирх и замков в Калининградской области. 

Многообразие памяти

Руины - не просто память о прошлом, но и часть настоящего с историческим значением и культурными смыслами. В последние годы движение по поддержанию и оживлению разрушенных объектов набирает всю большую популярность. Какие-то из них реконструируют, а какие-то консервируют и превращают в музеи, общественные пространства и даже современное оригинальное жильё.  

- Я историк архитектуры, искусствовед и архитектурный журналист. А потому знаю много вдохновляющих примеров того, как работают с руинами. Многие - из первых рук, поскольку беседовала с авторами проектов, - поделилась эксперт. - Больше всего я люблю истории, когда руины оставляют руинами. Сохраняя все их культурные и временные слои, но при этом возвращая интерес к месту и давая ему место и функции в современном мире.
Ценно, когда при перестройке остаётся видна история во всём её многообразии: полная драматизма, взлётов и упадка. Сейчас такой подход актуален во всём мире. В России архитектурное сообщество даже придумало термин «обшарпэ» - то есть не делать идеально, а сохранять следы прошлого. Будь то граффити, советская масляная краска или другие элементы. Давайте оставим «обшарпэ» - вот смысл и цель многих проектов. 

С мыслью о будущем

Многие руины превращают в музеи. Например, как часть Московского музея архитектуры. Он небольшой, но с богатыми фондами. Долгое время всё хранилось на территории Новодевичьего монастыря: туда свозили колонны, барельефы с разобранных домов, скульптуры. Но наступил момент, когда пришлось богатство перевозить и решили приспособить под хранилище старые конюшни во дворе музея. Постепенно в сыром неотапливаемом помещении стали проводить лекции, место стало популярным.

- Так появился флигель «Руина», - говорит Марина Юшкевич. - В здании восстановили внутреннее пространство, сохранив многое без изменений. Каждый кирпичик привели в порядок, старая лестница стала местом для сэлфи. Оставили открытыми своды, чтобы была видна прежняя конструкция со всеми ее перестройками и надстройками. 
Другой пример в этой теме - музей религии в Кёльне, под который приспособили церковь XIV века. После войны от кирхи остались буквально одна стена, простенок и окно. Архитектор деликатно включил руину в свою современную постройку. Внимания заслуживает воздушный и практически прозрачный ажурный фасад.  Конструкция не опирается на стены, не креп.  

- Это сделано с мыслью о будущем: когда-нибудь появятся новые технологии, которые захотят применить наши потомки. А может, вообще они выстроят левитирующие конструкции. Смысл - сохранить историю и передать её дальше,  - поясняет подход историк архитектуры.

Отель с раскопками

Марина рассказала, как бережно работают с прошлым.  Например, в Словении стоял старый монастырь без крыши. 

- И авторы его реконструкции захотели оставить это ощущение неба над головой, природы, которая вплелась в ткань истории. Поэтому они изготовили опускающуюся крышу - как крышку рояля, ее можно закрывать в непогоду. И даже оставили внутри здания немного травы, - делится эксперт.

Яркие проекты сегодня делают в Китае. Если раньше там просто сносили исторические здания целыми кварталами и застраивали всё новыми зданиями, то сейчас эта страна - впереди всех по сохранению руин. 
- Посмотрите на Музей истории и культуры Шанхая. Этот город больше других пострадал от модернизации. Но не так давно в одном из уцелевших деревенских домов открыли культурное пространство с сочетанием старины и футуристичности. Там применили приём «коробка внутри коробки»: руина выступает обрамлением к современной постройке.

Есть любопытные истории, связанные с коммерческими объектами. В Турции, в регионе Антиохия, девелопер выкупил кусок земли, чтобы построить там огромный отель для привлечения туристов. Сделали проект, начали работы и наткнулись не редкую находку - сотни квадратных метров древнейших уникальных мозаик разных эпох. Она оказалась одной из самых больших в мире! 

Стройка встала, а инвестору дали понять: дело может затянуться на десятки лет, там будут работать археологи, да и капитальное строительство запрещено. 

- Девелопер не отступился, ведь вложено было немало. Десять лет он согласовывал проект и всё-таки построил свою гостиницу: уникальный отель-музей висит над раскопками, а его гости могут наблюдать за работой археологов и первыми увидеть редкие находки! Он модульный, и каждую его часть в любой момент можно разобрать, если это понадобится.

Вторая жизнь 

Более редкая история - превращения руин в частные дома. Но и такое случается: есть примеры, когда руины становятся частью новых зданий, хозяева которых любуются стариной.

А вот создание в таких исторических объектах общественных пространств довольно распространено, в том числе в Калининградской области.

- Бывает, что местами притяжения становятся индустриальные руины - заброшенные заводы и т. п. Удачный пример есть в Башкортостане. Воскресенский завод даже не восстановили, а расчистили и сделали безопасным, там можно погулять и посетить мастерские, арт-площадки, различные мероприятия. Есть и маршрут по региону, когда ездишь и смотришь старые заводы, - рассказала Марина Юшкевич. - Много примеров в Калининградской области: замки, кирхи получили новую жизнь - в них проводят концерты и выставки, ставят спектакли. Я десять лет приезжаю в область и слежу за изменениями - они колоссальные! Рассказываю всем и про Зеленоградск, который придумал символ (город котов), создал легенды, и люди тысячами едут за этим. Здесь, как и во всём, работает «теория разбитых окон»: если разбито окно, перевёрнута мусорка - это вроде бы мелочь, но вслед за ней беспорядок и разруха наступают во всём вокруг. И наоборот: стоит начать приводить в порядок отдельные места, со вниманием отнестись к деталям - результат и положительные изменения среды в целом не заставят себя ждать. 

07-Юшкевич.jpg
Марина Юшкевич: «В России профессиональное сообщество придумало термин «обшарпэ» - то есть не делать реконструкцию идеально, а сохранять следы прошлого» 

Руины,-превращенные-в-жилье.jpg
Руины, превращенные в жилье

Руины-как-общественное-пространство-.jpg
Руины как общественное пространство 

Музеи--в-Кельне1.jpg
Музей в Кельне

Фото автора

Еще больше информации о Калининграде и калининградцах в Telegram Страна Калининград  подписывайтесь!


поделиться
опрос 29 августа 2024

В Госдуме предложили сделать День знаний выходным для работающих родителей, чьи дети пойдут 1 сентября в 1, 2 или 3 классы

10