или Зарегистрироваться
Общество
824
0
13 июня 2024

Оперные арии под крики чаек

Фестиваль классики помогает восстановить старинные кирхи
Четвертый международный фестиваль классической музыки «Кантата» (16+) продолжался неделю, с 3 по 9 июня, и каждый день был ярким событием. 

Мэтры и молодежь

В этом году за программу отвечал Московский академический музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Именно его коллективы обеспечивали основные выступления, к ним присоединялись артисты Мариинского театра, Калининградский областной симфонический оркестр (он выступил на открытии и закрытии под управлением приглашенных дирижеров) и детско-юношеский оркестр Калининградской области. Чтобы привезти всех участников, понадобилось два самолета!
– Впервые на гастроли в регион одновременно выехали артисты оперы, балета, хор, оркестр и другие коллективы нашего театра, – рассказал художественный руководитель фестиваля, генеральный директор МАМТ Андрей Борисов. – Мы привезли и мэтров, и молодых восходящих звезд, перспективных исполнителей. Программа была составлена как своеобразный диалог разных культур, эпох, стилей, исполнительских школ. Среди артистов были в том числе и иностранцы, подчеркивающие международный статус фестиваля. Только в нашей балетной труппе есть англичане, швейцарцы, бельгийцы, французы. Музыка вне политики, ведь мы живем прежде всего любовью – к своему делу, зрителю и искусству. 

Музыка лечит

Помимо концертов для взрослых были представлены детская программа и большая культурно-образовательная часть. Мастер-классы, кинопоказы и творческие встречи проходили бесплатно. Перед слушателями выступили оперная певица Любовь Казарновская, балерина и актриса Илзе Лиепа и другие известные персоны.
– Я участвовала в этом фестивале во второй раз, и теперь – с лекцией о музыкальном театре. Рассказала о том, каким он был, как развивался и к чему движется. У современного театра непростая судьба. Часто сегодня мы видим на сценах постановки, наводящие на грустные размышления: великие идеи, связанные с определенной эпохой, попираются якобы новым прочтением, – рассказала на выступлении оперная дива Любовь Казарновская. – Важно и нужно слушать высокую музыку, она нас лечит. 

04-DSC_9421-2.jpg
Открытие «Кантаты» прошло в арт-пространстве «Понарт», бывший пивоваренный завод был долгое время заброшен

Баланс бюджета и интереса

Традиционно «Кантата», помимо привычных площадок в концертных залах и Кафедральном соборе, устраивает выступления в исторических локациях. Фестиваль привлекает внимание к руинам, а вырученные с продажи билетов деньги идут на их восстановление.
– Я много рассказываю о «Кантате» в разных местах как о проводнике идей по восстановлению объектов культурного наследия. Выступил с этой темой на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Вырученные с фестиваля деньги вкладываем в реальные памятники: например, кирху в Железнодорожном. Многие площадки получили вторую жизнь, там теперь проходят концерты, спектакли, другие культурные мероприятия, – пояснил министр по культуре и туризму Андрей Ермак.
На этот раз концерты организовали в арт-пространстве «Понарт» на территории бывшего пивоваренного завода (там прозвучали арии из русских и немецких опер), на руинах кирхи «Меляукена» в поселке Залесье Полесского района (здесь прошел концерт барочной музыки «Закат династии Стюартов»). И в кирхе «Нойхаузен» в Гурьевске (внутри провели концерт «Мусоргский: Детство. Отрочество. Юность»): в этом месте на фестивале прошла презентация реставрационных работ (они идут второй год, здесь откроют гостиницу, ресторан и музеи) и арт-объекта: коллажа, созданного молодыми художниками по мотивам музыкального произведения «Картинки с выставки». 
Эти три концерта, пожалуй, впечатлили зрителей больше всего. Дело не только в мастерстве музыкантов, но еще и в удивительном сочетании музыки и звуков природы, искусства и реальной жизни. В «Понарте» оперные арии сопровождали крики чаек, а спектакль в Залесье играли на фоне аистов, кормивших своих птенцов в гнезде на башне кирхи. Старинные стены оживали, превращая все происходящее в сказку.
Конечно, хотелось бы, чтобы в программе подобных сцен под открытым небом было больше – интересных руин в области хватает. Но с этим есть проблемы.
– Даже то, что сделано, кажется невозможным. Мы подготовили цикл камерных концертов в исторических локациях — и это уникальное зрелище мирового масштаба! Каждый такой концерт в кирхе или замке требует больших финансовых затрат, существует множество технических сложностей. К тому же это всегда большой риск, зависимость от погоды. Например, в Залесье музыканты играли на инструментах барочной эпохи, а они чувствительны к влажности и температуре, – рассказал Андрей Борисов.
В свою очередь министр по культуре и туризму Андрей Ермак добавил, что организаторы рассматривали и другие локации, но пока на них делать выступления не решились.
– Думали по поводу маяка в Заливино, кирхи в Озерске, бастиона «Грольман» в Калининграде и замка «Тапиау» в Гвардейске. Есть задача включать в список новые площадки, но мы отталкиваемся от бюджета и конкретной программы. Возможно, в следующем году их станет больше, мы будем к этому стремиться, – пояснил чиновник. 

Фотографии АНО «Фестивальная дирекция»

Еще больше информации о Калининграде и калининградцах в Telegram Страна Калининград  подписывайтесь!

поделиться
опрос 16 сентября 2024

Калининградцы, лето прошло, успели отдохнуть на море?

32